Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий, не могли бы Вы, так сказать, навскидку указать какие важные и интересные песни Бориса Мокроусова ещё не найдены? Я как-то составил небольшой список, но мне очень сложно судить, что нужно искать в первую очередь, так как я большинства этих песен не слышал. Приходится надеяться на Вашу практически феноменальную память. :-)
С точки зрения качества мелодии практически все песни Мокроусова можно считать состоявшимися. Имеются, конечно, кое-где и самоповторы, и шаблонные мелодические ходы - но они не портят общего впечатления, композитор почти всегда оставался "на уровне".
Из "знаковых" песен композитора в первую очередь заслуживает разыскания "Россия - наша Родина". Песня бесспорно качественная как по мелодии, так и с точки зрения соответствия тематике сайта. Хорошо помню ещё одну песню Мокроусова "Поют гудки в Челябинске". Мелодия отдалённо походит на песню Соловьёва-Седого из к/ф "Доброе утро" ("Что нам горы, что нам реки и туманы..."). Есть смысл поискать и не слишком многочисленные поздние работы Б.Мокроусова (написанные в 1960-67 гг) - эти песни как раз менее известны, поскольку "пик популярности" композитора приходился всё-таки на 40-50 годы.
Ещё не помню чья песня вот с таким текстом:
"Русь!
Слава тебе!
Наша родная земля!
Нам
Ярко горят
Алые звёзды Кремля"
- по-моему, тоже Мокроусов её написал.
"Россия - наша Родина" найти трудно ... Ее не любили верха в свое время, о чем рассказывает в своей книге В.Сафошкин. Но, однако, песню все же исполнял с большим успехом (перед обычными слушателями) Кр. АПП СА. Для желающих познакомиться с историей этой песни могу ее рассказать.
А ещё "Город над тихим Миассом" в иполнении, возможно, В. Трошина (авторы, к сожалению, неизвестны). Её часто крутили по радио, но было это тогда, когда никто не додумывался подцеплять проигрыватель к двухэтажной ЭВМ...
О том, что песню "Россия - наша Родина" почти сразу же после создания (1950) подвергли жёсткой критике я читал, но подробностей не знаю. Уж очень интересно, за что же её так единогласно осудили, и вроде бы не только "верхи". Расскажите поподробнее что там Сафошкин пишет!
Песня, о которой вспомнили в конце, - это "Широка ты, родная Россия" на слова А.Чуркина. Она имеется на сайте Н.Кружкова и, возмножно, здесь. Качество там, конечно, не ахти. Песня бесспорно отличная и достойная более качественного варианта записи.
"Россия - наша Родина" появилась примерно тогда же, когда появилась и похожая на неё песня "Зацветает степь лесами" - где-то в середине 50-х гг. Возможно даже и немного позже. Слышал по радио, в исполнении, вероятнее всего, В.Бунчикова (кажется и хор был, КАППСА). Но впечатление было такое, что песня не новая. Причём песня вовсе не казалась особенно выдающейся, воспринималась она как нечто "само собой разумеющееся" - то есть как одна из многих САМЫХ ОБЫКНОВЕННЫХ советских песен. Мне больше нравились песни типа "Марш молодых защитников мира", "Дай руку, товарищ далёкий", "Чудо-городок", "Москва - Пекин", "Мы идём от заводов и пашен" - мелодии, казалось бы, тоже немного мрачноватые, но вместе с тем достаточно бодрые и весёлые, без явных элементов "надрывности".
В.Бунчиков даже если и пел "Россия - наша Родина", то записи не делал. В каталоге наиболее популярных песен Б. и Н. ее нет. А, возможно, и валяется запись в архивах, но никто до нее не докопался!
Не могли бы Вы составить список песен в исп. В.Бунчикова (отдельно), В.Нечаева (отдельно) и дуэтом, которые ещё не найдены? Я лично буду премного Вам благодарен.
Трудность с поиском этой песни в том, что она, согласно нескольким музыковедческим книгам (одна - Сохора 1959 г., другая - Бочарова 1956 г.), была практически сразу осуждена "общественностью". Песня была написана в 1950-м году на слова Вадима Малкова и Григория Строганова. Слова имеются:
Слушай, страна, слушай, Родина,
Своих сыновей!
Мы трудом своим и песней своей
Славим тебя,
Мать Октября - Россия!
В грозные дни отстояли мы в суровом бою,
Отстояли мы державу свою,
Правду свою,
Славу свою навек!
Припев:
Россия - наша Родина,
С тобой так много пройдено!
Твои сыны
Тебе верны,
Советская Россия!
Никем не покорённая
И славой озарённая,
Страна труда
Стоит всегда
За мир на всей земле!
Солнце встаёт над свободною Отчизной труда,
Нашу силу не сломить никогда!
Миру верна
Наша страна,
Россия!
Дружба крепка,
Фронт народов нерушим и могуч!
Небо мирное очистим от туч!
Нет, не бывать
Нет, не пылать войне!
Припев.
Ленин родной
Над землёй зажёг немеркнущий свет,
Озарил нам путь борьбы и побед.
Стала другой,
Первой страной
Россия!
Партия (Сталин) нас вдохновляет на великом пути!
Мы клянёмся, что сумеем пройти
К цели своей -
К счастью людей труда!
Сатурну: Список составлю, но это будет ... ОЧ-ЧЕНЬ НЕСКОРО. В списке около шестисот наименований.
попытка передать впечатление от МЕЛОДИИ исчезнувшей песни Мокроусова Автор:
Прохожий 27.11.06 14:31 Сообщить модератору
Отдалённое представление о мелодии ЗАЧИНА песни Мокроусова "Россия - наша Родина" можно получить, прослушав ЗАЧИН песни Туликова "Родина любимая моя":
http://download.sovmusic.ru/m/rodlub.mp3
Отдалённое представление о мелодии ПРИПЕВА песни Мокроусова "Россия - наша Родина" можно получить, прослушав ПРИПЕВ песни Мокроусова "Земля моя раздольная"
http://retro.samnet.ru/music/phono/labor/nechaev-pesna_o_zemle.mp3
Три вопроса. 1. Какие из (пока ненайденных) послевоенных песен Покрасса стоит поискать? 2. Вы как-то говорили о песне Леонида Бакалова под названием, кажется, "Проспект молодости". Я установил, что Бакалов написал музыку к фильму "Улица молодости" (1958). По-видимому, эта песня из этой картины. Как Вы думаете? 3. В 1952 году вышел фильм "Навстречу жизни". Музыку к нему написал В.П.Соловьёв-Седой. Судя по описаниям, в нём звучат по минимуму две песни "Песня труда" и "Марш молодых рабочих". К сожалению, в справочнике о творчестве композитора не указаны архивные исполнения ни первой, ни второй песни. Слова, кстати, написал Н.Глейзаров. А Вы помните эти вещи? Их передавали вне фильма? Один музыковед сравнил "Марш молодых рабочих" по качеству и стилю с "Маршем нахимовцев", что говорит о том, что песня отличная.
Уважаемый Сатурн! Постараюсь ответить на Ваши вопросы, насколько это получится.
1. О послевоенных песнях Покрасса. Всё, что написано в соавторстве с Даниилом Покрассом (до его кончины в 1954 году) вполне заслуживает разыскания - качество мелодий хорошее. Но ведь названия большинства песен, тексты, а изредка даже и ноты сохранились в песенниках. И уже это может быть достаточным "ключом к поиску". Конечно, могу иногда и я опознать какой-нибудь "характерный" обрывок мелодии, случайно услышав нечто похожее в совсем ДРУГОЙ песне, другого автора. Однако этот обрывок мелодии я должен соотнести либо с фамилией автора песни-"первоисточника", либо с ТОЧНЫМ названием этой песни, либо (хотя бы уж) с фрагментом текста. А удаётся это далеко не всегда!
2. Насчёт упоминавшейся песни Бакалова. По-моему, была она всё-таки несколькими годами раньше! Ну никак это не 1958 год. Не могла эта песня появиться одновременно с "Комсомольцами-добровольцами". Сам фильм, к сожалению, не помню.
3. Песни, в которых Соловьёв-Седой варьировал удачно найденные мелодические ходы из своего же "Марша нахимовцев", у него, безусловно, встречались (например "Старосолдатская песня"). Про "Марш молодых рабочих" (а также фильм, о котором Вы упоминаете), воспоминания смутные. Если бы эта песня была выдающегося качества, я, вероятно, всё-таки запомнил бы мелодию. Если бы и фильм (в котором звучали упоминавшиеся Вами песни) был хоть мало-мальски "шедевром" (или его назойливо показывали бы везде и всюду), может быть что-то и отложилось бы. Однако довольно невыразительная песня, с потугами на "маршеобразность" и напоминающая разве что песни позднего Лепина, звучала в каком-то кинофильме об учащихся ремесленного училища. По-моему, одну из главных ролей играл Леонид Харитонов.
На видео-кассете, кажется, фильм "Навстречу жизни" уже вышел. Надо будет раздобыть. В конце концов, и саундтрек сойдёт.
А песня Бакалова, о которой Вы говорили как называется - "Улица молодости" или "Проспект молодости"? Для работы с картотеками это важно. У Бакалова есть ещё песня "Солдаты мира" на слова А.Софронова, которую стоит поискать.
А насчёт Покрасса, мне было интересно, что Вам запомнилось из написанного им в 50-70-е гг. Вот в книге упоминается "Песня советско-индийской дружбы" (1955) "Руси, хинди - бхай, бхай!" Интересно бы найти. На страничке Покрассов упоминается песня "Великий город" (на слова А.Пришельца) - может быть, Вы её помните?
1. Песня Бакалова называлась "Проспект молодости". По сравнению с ней "Комсомольцы-добровольцы" может даже показаться песней вторичной и малооригинальной. Соотношение между первой и второй песней примерно такое же, как между "Спят курганы тёмные" (мелодический прототип) и "Вернулся я на Родину" (мелодия явно "вторичного" происхождения - т.е. результат варьирования).
2. Песен о Москве у Покрасса было достаточно много. Хорошо помню песню "Говорит Москва". Припев заканчивался словами: "Внимание, внимание: Говорит Москва!". Хорошая маршеобразная песня, родственная "Москве Майской". В чём-то, отчасти, напоминающая мелодии Дунаевского. А "Великий город" - тоже песня о Москве, но тут уже больше похоже на песни А.Новикова или С.Туликова. К сожалению, новые песни "позднего" Покрасса всё реже попадали в радио и телеэфир. Композитор продолжал активно работать, что-то появлялось в нотных сборниках, что-то брали для исполнения периферийные военные ансамбли. Причём звучало это иногда по радио даже без указания автора!
Я припоминаю, что была какая-то песня о советско-индийской дружбе - но по композиторскому почерку вряд ли похожая на Д.Покрасса.
Обнаружил в сборнике стихов и песен поэта Петра Градова песню "Идёт рабочая Москва", но автор музыки там не указан. Вспомнил слова песни, которую я очень давно ищу. Возможно Вы её вспомните - у меня её мелодия в голове звучит отчётливо. Она часто исполнялась во время майских демонстраций на Красной площади.
Когда пора рассветная над городом, над городом встаёт,
Друзей своих приветствую у заводских ворот.
Над нами от края до края
Сверкает небес синева.
Идёт Москва трудовая!
Идёт Москва трудовая!
Идёт рабочая, Москва рабочая!
Идёт рабочая Москва! Идёт рабочая Москва!
Иное поколение в суровый год, в суровый грозный год
Шагала в ополчение от заводских ворот.
Бойца-ветерана встречаю -
Белее, чем снег, голова.
Припев.
Работа наша спорится, на празнике, на празднике народ
По-трудовому строится у заводских ворот.
На Красную площадь ступая,
Знакомые слышим слова.
Песню слышал, но насчёт автора музыки точно не скажу: возможно Ю.Стржелинский, а возможно даже А.Флярковский или А.Холминов. И это не "Рабочая Москва" З.Дунаевского.
Да, помню такую песню - и слова припева, и даже какое-то подобие мелодии "дороги прямые, просторы степные...": некоторые песенные фразы (по здравому смыслу явно шаблонные!) имеют свойство становиться если и не "крылатыми", то, как сейчас говорят, "знаковыми".
Только вот ктО написал? Понятия не имею! Давным-давно не звучала эта песня. Мелодия среднего качества, ничего выдающегося нет, но для коллекции сайта не помешала бы. Был такой забытый композитор Б.Карахан, автор двух-трёх шаблонных, маловыразительных (хотя и маршеобразных) "комсомольско-молодёжных" песен, возможно это его сочинение.
Тов. Прохожий, Вы тут, похоже, единственный кому, также как и мне, нравятся песни 30-х - начала 60-х этого жанра. Хочу Вас попросить прокомментировать какие из нижеприведённых песен Вы помните и, если помните, какие из них действительно довольно интересные и высококачественные?
1. "Песня молодых" (А.Холминов - Ю.Каменецкий)
2. "Мы - молодой рабочий класс" (А.Холминов - Ю.Каменецкий) - не путать с песней Лепина!
Все перечисленные песни - вполне достойного качества. Явно неудачных нет ни одной.
Песню Холминова хорошо помню, и с одноимённой песней Лепина не спутаю. Частично помню даже слова:
"Нас миллионы, Нас миллионы, Горячих душ, умелых рук и ясных глаз, Нас миллионы, Нас миллионы, С любовью Родина растила нас ...(дальше пробел) ...Мы молодой рабочий класс!". Хорошая мелодия, причём даже достаточно сложная - но вместе с тем хорошо запоминающаяся. Хотя сейчас, может быть, покажется и немного шаблонной.
Да и песня Жарковского вспоминается почти навскидку. Мелодия звучала часто (в 1957-58 гг), поэтому на слух воспринимается хорошо. Хотя, опять-таки, "с высоты" наших дней нетрудно усмотреть некий элемент "шаблонности".
Песню Агабабова "Мы - комсомолия" обязательно надо найти, вот она представляется даже с сегодняшней точки зрения весьма удачной.
Ещё одну "яркую и мелодичную" песню, не вошедшую в этот список, я где-то упоминал. Не помню чья эта песня, то ли Д.Львова-Компанейца, то ли М.Иорданского. Запев начинается словами "Мы юности новые всходы, Отчизне наш доблестный труд, Нас фабрики ждут и заводы, И стройки великие ждут". Далее следует некий весьма бодрый маршеобразный припев, слова которого я не помню.
У Цфасмана можно поискать ещё одну песню "Спортивный марш" - в исполнении детского хора. Но песня среднего качества, мелодические ходы малоинтересные. Напоминает песни Ю.Чичкова (причём не самые удачные из них).
Про спорт и спортсменов хорошо помню вот такую песню Ю.Левитина: "Всегда побеждая, Мы звонко песню поём. Вперёд шагая, Вперёд шагая, К победам новым идём, К победам новым идём!". Пел, скорее всего, Бунчиков с хором и оркестром. Песня исчезла из обихода совершенно необоснованно, до 60-х гг она часто звучала по радио.
Спасибо! Кто кроме Вас ещё может такую информацию дать?!
Кстати, посмотрите мой последний комментарий к "Поют гудки" о песнях раннего Аедоницкого.
Песня Ю.Левитина, о которой Вы написали, - это "Спортивная слава" (слова Я.Белинского). Она - в розыске.
Насчёт песни либо Львова-Компанейца, либо Иорданского, не могу сказать ничего точного не могу. Возможно, это песня "Навстречу новым далям" (на слова, кажется, Я.Шведова) или же "Песня советской молодёжи" (на слова В.Бершадского). Обе Львова-Компанейца.
Ещё Вы где-то упоминали какую-то песню Бакалова со стихами про "орлят" и что-то ещё в таком роде. Помню, что назвали Вы её "Мы - молодой рабочий класс", но у Бакалова по моим данным такой песни нет. Может быть, Вы припомните название?
"Запев начинается словами "Мы юности новые всходы, Отчизне наш доблестный труд, Нас фабрики ждут и заводы, И стройки великие ждут". Далее следует некий весьма бодрый маршеобразный припев, слова которого я не помню."
==========================================================
Возможно, это "Песня юности" М.Иорданского на слова А.Досталя.
Тов. Сатурн! За найденную песню Аедоницкого "Сады шумят" (которую Вы обещали вскоре выложить) - заранее спасибо. Песня без малейших признаков "попсовости": если бы Аедоницкий и дальше продолжал писать ТАК ЖЕ - несомненно считался бы "классиком" наподобие Богословского и Лепина. И "Студёное море", и "Зовут гудки", и "Вернись на Волгу", и "Юность верит в чудеса" показывают, что композитор "внезапно перестроился" вовсе не из-за какого-то "оскудения" мелодического дарования - но лишь в силу сложившихся (не по его вине) обстоятельств.
Название песни Бакалова, к сожалению, не помню. Почти вертелось в голове - а вот вспомнить никак не могу.
По поводу идентификации "спортивных" песен Ю.Левитина. "Марш юных спортсменов" и "Вперёд наша юность идёт" (из к/ф "Арена смелых") - это две ДРУГИЕ песни. Т.е. не та, которая ищется сейчас. Вероятное название этой ТРЕТЬЕЙ (пока не найденной) песни: "К победам новым идём". Хотя не уверен, что название было именно такое.
Вот ещё одна забытая песня Аедоницкого: "Партийное поручение" (название совершенно точное). Исполнял, по-моему, тот же дуэт, что и "Зовут гудки". Вот слова из окончания припева: "... по-ленински мечтать, бороться, жить Считаю я партийным поручением".
По песне Левитина. Спасибо за коррекцию. Песня, о которой Вы говорите, называется "Спортивная слава". Таким образом, спортивный марш из фильма "Арена смелых" - это НЕ "Спортивная слава". Слова Якова Белинского. Существует ещё один молодёжно-спортивный марш на слова Я.Белинского - "Боевая молодость" (его как раз действительно исполнял В.Бунчиков). Но автор музыки в этом случае - Зиновий Компанеец. Запев там такой: "Багряные флаги над нами горят! Идут знаменосцы по шестеро в ряд!..."
У Бакалова же есть "Песня молодости" ("Весенними потоками...") (на слова Ц.Солодаря) (её тоже пел В.Бунчиков). Возможно, Вы говорили о ней. Ещё у него есть песня "На подвиг, на труд благородный" (на слова Н.Рыленкова) ("Мы - верные дети...").
Ещё есть спортивная песня с таким припевом:
Знамёна взлетают над нами легко,
Спортивную честь пронесём высоко!
Вся молодёжь наша вногу идёт -
К новым победам, спортсмены, вперёд!
Спортсмены, вперёд!
Но здесь музыка, вроде бы, А.Долуханяна.
Песня "Партийное поручение" также ещё называется "Песня молодых коммунистов". Слова И.Шаферана. У Аедоницкого ещё есть очень хорошая лирико-патриотическая песня 1959-1961 гг. "Русские края" (слова Ю.Полухина). Мелодия в ней довольно похожая на "Сады шумят" ("Над полями дремлет голубое небо, льётся синь реки... И у всех околиц пахнет свежим хлебом, и плывут над крышами дымки...").
И ещё одна достаточно ранняя песня Аедоницкого - "Утренний свет" (не путать с песней Колмановского, у которой случайно совпадает только название - и которая также в розыске). Песня эта была в исполнении детского хора. Автор текста, вероятно, Ю.Полухин.
А вот была ещё одна (совершенно забытая) песня на тему "о борьбе за мир", которую пел В.Бунчиков. Слова что-то вроде "...дай нам руку, товарищ!". Причём это не известная "Дай руку, товарищ далёкий" С.Каца, а совершенно другая песня. Мелодия вполне качественная, бодрая, с элементами маршеобразности.
"А вот была ещё одна (совершенно забытая) песня на тему "о борьбе за мир", которую пел В.Бунчиков. Слова что-то вроде "...дай нам руку, товарищ!". Причём это не известная "Дай руку, товарищ далёкий" С.Каца, а совершенно другая песня. Мелодия вполне качественная, бодрая, с элементами маршеобразности."
========================================================
Да, "было дело." Песня, о которой Вы вспомнили, - это, очевидно, "Руку, товарищ" Ю.Левитина на слова Н.Лабковского. Пел её дуэт В.Бунчикова и В.Нечаева.
Спасибо за "Утренний свет". Она у меня значится в списке песен раннего Аедоницкого. Но я не имел малейшего понятия о том стоит ли её разыскивать. Слова там, кстати, Е.Синицына. "Утренний свет" Э.Колмановского на стихи К.Ваншенкина я тоже разыскиваю. Не помните ли кто её исполнял?
Тов. Прохожий, а вот интересно помните ли Вы "допопсовые" произведения Арно Бабаджаняна? Ведь, оказывается, он написал до своего погружения в попсу большое кол-во ОЧЕНЬ даже интересных песен. Ну вот например:
1. "Дружбы знамёна - выше!" (слова Д.Седых) - 1953 г.
2. "Комсомольская-прощальная" (слова В.Урина) (в соавторстве с К.Молчановым) - 1954 г.
3. "Слушай нас, всей земли молодёжь!" (слова Я.Белинского) - 1955 г.
4. "Комсомольская молодость" (слова Б.Брянского) - 1956 г.
5. "Цвети, любимая Отчизна" (слова С.Михалкова) - 1957 г.
6. "Будем тебе всегда верны" (слова Л.Ошанина) - 1957 г.
7. "Сказочный взлёт" (слова А.Жарова) - 1961 г.
Я не стал перечислять чистую лирику, которая более известна.
Ещё, помню, Вы говорили о ныне совершенно забытых допопсовых песнях А.Зацепина. На его страничке многие из них перечислены, но вот вопрос - какие из них стоит поискать? Как Вы считаете?
И, пожалуй, совсем эзотерический вопрос. Я наткнулся на такого композитора из Узбекистана - Соломон Юдаков (30-60-е годы). У него большое кол-во (судя по названиям) очень интересных песен (маршеобразных и лирических), посвящённых Средней Азии и вообще на "восточные" (но с СОВЕТСКИМ уклоном) темы. Вы не помните такого? Вот было интересно достать хоть что-нибудь! В ташкентских и алма-атинских радиофондах наверняка осталось....
"Утренний свет" Колмановского исполнял Артур Эйзен - информация точная.
Песни Ю.Левитина "Руку, товарищ" и "Спортивная слава" вполне достойны разыскания: музыка хорошего качества! Добавлю ещё один "хит" Левитина - песню вот с такими словами: "Ой вы, горы золотые, Вы, крутые берега. Ой ты Волга, моя Волга, Вольной волей дорога!". Пела это певица, похожая на Н.Обухову или А.Клещёву. Но, возможно, и А.Сметанкина.
Из списка ранних песен Бабаджаняна помню, что слышал никак не менее двух-трёх "комсомольско-молодёжной" тематики, а также на тему "о борьбе за мир". Где из них какая (в представленном списке) - с уверенностью не скажу. Но, по-моему, "Дружбы знамёна выше" и "Слушай нас, всей земли молодёжь" - это те песни, которые вот именно звучали чаще остальных. Мелодии у всех этих песен довольно-таки "гимноподобные", что-то есть в них от Мурадели.
У Зацепина кроме широко известных песен из к/ф "Наш милый доктор" существовала по крайней мере ОДНА ранняя лирическая песня прямо чуть ли не в духе Будашкина (или Мокроусова). Пела её певица. Типичная старая ("допопсовая") оркестровка, архаично-классическая манера исполнения - вот и всё, что я помню. Ни названия, ни даже "семантически внятного" фрагмента текста вспомнить не могу. То ли что-то там про "зореньку", то ли про "реченьку", то ли про "дороженьку" (типичные штампы некоторых тогдашних поэтов-песенников).
Пытаюсь вспомнить песню "Фестивальный вальс" (из списка ранних песен Зацепина) - но название ничего мне не говорит, песен с подобным названием была масса. Точно так же с "Урожайной", "Комсомольской дорожной" и "Комсомольской целинной". Эти расхожие названия (которые найдутся почти у любого полузабытого Фиготина или Хромушина) не позволяют идентифицировать песни.
Я, всё-таки, думаю, что лучшие "допопсовые" мелодические темы Зацепина относятся именно к его казахстанскому периоду творчества (1950-58). В таком случае в поисках можно руководствоваться фамилиями поэтов, на стихи которых написаны эти песни: О.Атаянц, Л.Кривощёков, М.Марков, Д.Рябуха, Л.Скалковский.
Помню даже какую-то мощную хоровую песню, где речь шла о трудовых подвигах советских людей, и где композитором был именно Зацепин! Но шут её знает, что за песня.
Насчёт С.Юдакова. К сожалению, не помню. Точнее, не знаю об АВТОРЕ мелодий - возможно даже когда-либо и слышанных. Вот "Марш трудящихся Востока" (который я где-то упоминал) - не его ли это? Никак не могу вспомнить даже слова этой песни! Да и насчёт названия тоже есть сомнения.
"Слава Востока
Бум-бум-бум-бум
Правда Востока
Трум ту-ру-ту-тум"
Подчёркиваю, что по "воспринимаемости" для евразийского уха эта ОРИГИНАЛЬНАЯ ЗАПОМИНАЮЩАЯСЯ МАРШЕВАЯ песня была примерно столь же высокого качества, как популярные мелодии из "Аршин Мал Алана" У.Гаджибекова, как песни А.Айвазяна "Ереван-джан", "Синеокая" и "Шагай, шагай, мой караван", как мелодии С.Цинцадзе из к/ф "Стрекоза". Но отнюдь не как имеющаяся на данном сайте туркменская песня о Ленине "Эй, бабам!". Песня, быть может, по-своему тоже хорошая и качественная, но всё-таки уж очень глубоко связанная именно с туркменской мелодикой - т.е. здесь необходимо иметь определённую "традицию восприятия".
Так что если Юдаков действительно сочинял как Гаджибеков, Кулиев, Фаттах, Айвазян или Цинцадзе, то его мелодии в принципе могли иметь не только местную, но и широкую общесоюзную известность. Хотя многое зависит и от наличия русскоязычных текстов - ведь на языке оригинала та или иная песня могла звучать преимущественно только в республике, а не за её пределами.
Спасибо за интересные сведения! Вас всегда так интересно читать! :-))
По моим сведениям, (которые по этому композитору далеко не полные) у Ю.Левитина была ещё песня под названием "Миус-река" на слова М.Лапирова. Приурочена она была к 30-летию ВКЛСМ, то есть написана в 1948 г. В книге по истории советской массовой песни сказано, что она получила премию вместе со ставшей более известной песней А.Островского "Комсомольцы - беспокойные сердца". Но о том, на сколько эта вещь представляет особый интерес судить сложно. Я лично больше люблю молодёжные песни подъёмно-романтичного и мобилизационного склада, нежели чем песни более торжественного, статичного плана.
Насчёт А.Зацепина могу сказать только то, что две из указанных в списке песни ("Комсомольская целинная" и "Через тысячи полей") были написаны к фильму "Мы здесь живём" (1956 г.), который вышел чуть раньше "Нашего милого доктора". Они даже были изданы отдельным песенником, то есть получили общесоюзное признание.
Насчёт А.Бабаджаняна могу сказать, что Вы в общем-то правы. Особенно, что касается песни "Дружбы знамёна - выше!". Я её знаю, и она действительно выдержана в гимнической форме. Она именно больше гимн, нежели чем марш.
А вот помните ли Вы одну из самых ранних песен Э.Колмановского на слова А.Маркова - "Добровольцы"? (Не имеет никакого отношения к известной песни М.Фрадкина). Эту песню хвалят за "свежесть и оригинальность и экспрессивную силу" в нескольких книгах по истории советской песни.
Тов. Прохожий, обнаружилась ещё одна песня Ю.Левитина, о которой Вы, возможно, и говорили. Называется она "Орлиное племя" (на слова Ц.Солодаря) и исполнял её именно В.Бунчиков! Текста у меня нет, поэтому сложно сказать что-либо более точное.
Таким образом по Ю.Левитину получаем что-то в следующем виде:
1. "Орлиное племя" (Ц.Солодарь), исп. В.Бунчиков.
2. "Спортивная слава" (Я.Белинский)
3. "Миус-река" (М.Лапиров)
4. "Руку, товарищ" (Н.Лабковский), исп. В.Бунчиков и В.Нечаев.
Хотел бы я и сам сейчас услышать все эти хвалёные "Добровольцы" Колмановского и "Железную волю народа" Саульского! Но я их не помню, бездарно пропустил мимо ушей - даже если они и звучали какое-то время хотя бы изредка. "Критическая масса" плохой музыки, заставившая со временем обращать внимание вообще на музыку (и на её авторов) вряд ли на меня действовала. "Ну, песни они и песни. Сегодня песни одни, завтра другие - на то ведь они и композиторы, чтобы сочинять всё это" - вот так примерно мог рассуждать я на эту тему (если бы мне вообще пришло в голову об этом рассуждать). Песни были само собой разумеющимся "явлением природы". Кто бы мог знать, что поток хороших мелодий неожиданно иссякнет, сменится эстрадно-попсовой халтурой!
По Ю.Левитину, наверное, не будет слишком большой ошибкой искать большинство его песен 40-50-х гг. Мелодии этого периода у него почти все хорошие, т.е. обладают определённым "минимумом качества", позволяющим не сожалеть о затраченных усилиях по разысканию. Это, всё-таки, не Д.Прицкер - который действительно мог иной раз вставить в свою песню "абы какие" ноты, топорно скроенные мелодические ходы, неладно и нескладно взаимодействующие друг с другом (Нечаев, мол, всё равно споёт!).
Тов. Прохожему, вот ещё в чём понадобилась Ваша экспертиза.
1. Меня интересуют КАЧЕСТВЕННЫЕ и ИНТЕРЕСНЫЕ, но пока ненайденные песни на военно-морскую или даже просто морскую тематику. Какие песни этого жанра Вам особо запомнились своей мелодичностью или задушевной лиричностью и их, таким образом, стоит разыскивать? Может быть какие-нибудь вещи К.Листова, В.Макарова, Е.Жарковского, Б.Терентьева или других композиторов, которые активно работали в этом жанре?
2. Песни о сибирском крае и сибиряках. Запомнились ли Вам какие-нибудь интересные песни о красоте Советской Сибири и её тружениках? Прилегающие регионы тоже подходят (например, Алтай, Саяны, Дальний Восток, Забайкалье). :-))
3. Какие из ранних песен Л.Лядовой имеет смысл поискать? Не могли бы Вы отобрать 5-6 штук (из тех, что запомнились и произвели впечатление)?
Не хотелось бы Вас разочаровывать, но уже довольно многие качественные морские песни Слонова, Сорокина, Милютина, Жака и других "морских" композиторов найдены и выложены у "ностальгистов". Ненайденные, безусловно, существуют (и их ещё более чем достаточно) - но каких-то "особенно выдающихся" из них в мелодическом отношении я назвать не могу. И не столько из-за того, что песни эти (особенно вальсообразные) иногда немного шаблонны и похожи друг на друга, но в значительной степени из-за давности выхода в свет.
Но вот песня совсем в другом ключе: "Чайки, чайки, Вы о чём кричите, чайки". Написал её Николай Чемберджи, а пел Владимир Бунчиков. По мелодике напоминает выложенную недавно "Балладу о капитане Гастелло" В.Белого. Если судить по формально-музыковедческому "качеству", то песня, пожалуй, безупречна - да и мне тоже каким-то своеобразным образом она нравится (хотя на Слонова с Жарковским это явно не похоже)! Были хоровые морские песни и у М.Коваля - по замыслу автора зловещие и монументальные, но не всегда удачные по воплощению.
Из "забытых" песен о Сибири могу назвать песню Надежды Симонян (по другим источникам Надежды Ованесян) "Любимый Иркутск - середина земли". Песня отдалённо напоминала "Свердловский вальс" Е.Родыгина, по времени это 1960 год или немного позже.
Насчёт песен Лядовой надо ещё как следует посмотреть внушительный список "ненайденного" на сайте композитора. Я уже упоминал песню вот с такими словами: "Над просторами родными Льётся песня широко. Едем с нами! Едем с нами! Едем с нами, молодыми в путь дорогу далеко, В путь-дорогу далеко!". Песню накрепко "задвинули" - видно, что-то не понравилось в ней критикам. Но это далеко не всё, чтО надо искать. Постараюсь найти ещё ряд названий. Вообще-то, встречается у Лядовой и плагиат, и самоповторы, но всё равно сочиняла она в 50-е годы хорошо. Насчёт плагиата известно, что даже "Люблю тебя, Сибирь" немного напоминает известный дуэт "Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось" из оперетты Кальмана. Тем не менее песня исполнялась и была популярна.
Песня со словами "Чайки, чайки, вы о чём кричите, чайки" - это, по-видимому, "Песня моряка" Н.Чемберджи на слова В.Замятина. Правда, врядли её исполнял именно В.Бунчиков. У меня есть довольно полный каталог песен в его исполнении - там она не значится. Но это не особо важно... Первая строчка там такая: "Вдали от милых берегов..."
По "Любимому Иркутстку" ничего сказать не могу.
По Л.Лядовой результаты примерно такие. Песня, о которой Вы вспомнили, - это, наверное, "Едем с нами!" на слова Г.Ходосова. А кто её исполнял не помните ли? Наверное, определённый интерес может представлять песня "Комсомольцы-добровольцы" на слова М.Ивенсена. Её вроде пела Нина Поставничева. Существует пластинка 1954 г. с этой записью. Первая строчка: "Везёт нас поезд путём-дорогой..." Во многих песенниках, изданных уже в поздний период, постоянно проходит ещё одна ранняя вещь Лядовой - "На донском степном просторе" (слова Г.Ходосова). Кажется, я где-то читал, что её пел П.Киричек, который, кстати, пел многие из её песен. Почему - не знаю! Ещё одна песня - это "Едут на село" (слова Г.Ходосов) о распределении в колхоз из института, 1953 г. Её критиковали за чрезвычайную сусальность. Интересно было бы послушать.
По-моему, "Едем с нами" исполняла Маргарита Миглау. Она же исполняла и некоторые песни о Москве (тоже Лядовой). Путаю её с Леокадией Масленниковой.
Насчёт песни "Везёт нас поезд путём-дорогой" впечатления очень смутные. Если бы не прочитал сейчас эту строчку, никогда бы даже и не вспомнил. Мелодия хуже, чем "Едем с нами", разбавленная, какая-та "необязательная" что ли (т.е. ноты можно поменять и так и этак - ни лучше ни хуже от этого не станет). Насчёт исполнительницы (М.Миглау, Н.Поставничева или даже сама Л.Лядова) вообще ничего определённого сказать не могу. Будет любопытно, если Вы всё-таки эту песню найдёте. Я хоть и говорю, что песня неудачная, но кто знает, как она будет сейчас восприниматься!
В списке "ненайденных" песен Лядовой на её сайте упоминается песня на слова Н.Доризо "С любовью справлюсь я сама". Предполагаю, что это ошибка. Возможно, что хорошо известную песню с таким названием (автор которой К.Молчанов) Л.Лядова записала когда-то просто в качестве певицы. Или же, всё-таки, существовала отдельная самостоятельная песня КОМПОЗИТОРА Л.Лядовой на ЭТОТ ЖЕ САМЫЙ ТЕКСТ? Довольно интересно, и хотелось бы вопрос этот выяснить.
В списке "ненайденных" на сайте Лядовой меня заинтересовало вот что:
"Ночи теплые в Донбассе" — ст. Г.Ходосова
"Песня о сталеваре" — ст. Е Долматовского
Судя по названиям, песни как раз из тех, на которые я МОГ хоть как-то обратить внимание (при условии, что "Ночи тёплые в Донбассе" что-нибудь в стиле раннего Богословского и в исполнении Шмелёва, а "Песня о сталеваре" какая-нибудь маршевая в духе Покрасса). Однако несмотря на столь "многоообещающие" названия, я эти песни не помню, названия эти не пробуждают никаких ассоциаций. То ли не исполнялись они как следует, оставшись лишь в нотных сборниках, то ли мелодии их были на самом деле весьма заурядными и незапоминающимися. Но может быть, на всякий случай, поискать как раз вот эти две - вдруг окажутся НЕОЖИДАННО хорошими? Смотрю на огромный список - 50-е, 60-е годы... Требует изучения. Названия могут ещё что-то подсказать. Но "попсовая болезнь" коснулась Лядовой точно так же, как и Аедоницкого, как и многих других. Так что 60-е годы, вторая их половина - это уже в основном "не тот" период. Песни с нарастающими от года к году элементами "попсовости" по-видимому сочинять было гораздо легче и проще, чем песни "традиционно-советские".
Но вообще все СТАРЫЕ песни Лядовой, которые записали в 50-е годы П.Киричек, В.Нечаев, Г.Абрамов, В.Власов и другие "классические" исполнители, можно смело разыскивать - качество этих песен будет как минимум удовлетворительное. Кое-что из этого недавно ещё было добавлено на вот этой странице: http://lalyad.narod.ru/song.htm
Раз уж вспомнил, напишу сразу, пока не забыл.
"Песня рулевого Джонни" из детского радиоспектакля "Проданный смех" (60-е гг). Композитор мне неизвестен, песня отдалённо напоминает "Песню о маленьком тюлене" из к/ф "Последний дюйм". Вместе с тем мелодия как-то перекликается с "Едем с нами".
Так точно, тов. Прохожий, - "Песенка рулевого Джонни" звучала в радиопостановке "Проданный смеха". Композитор - Ростислав Бойко. Слова Сергея Богомазова.
Коли уж стали вспоминать, скажу вот что. В детстве у меня была пластинка с просто замечательной постановкой "Старика Хоттабыча" (в главной роли - Николай Литвинов). По-видимому, сам радиоспектакль был поставлен в конце 50-х - начале 60-х годов. Это чувствовалось по самой атмосфере и по музыке. И вот в этой постановке звучала ну просто ОТЛИЧНАЯ пионерская песня. Пел её небольшой хор мальчиков (исполнение примерно такого стиля как "Песня о родной стране" А.Лепина, которую я здесь выкладывал давным-давно) в конце спектакля. Мелодия яркая, запоминающаяся, оригинальная, в ЛУЧШИХ традициях советской пионерской песни (то есть можно ЗАПРОСТО поставить рядом с "Весёлым звеном", "Весёлым ветром", "Орлята учатся летать" и "Эх, хорошо!" Представляете? А вот известности не получила. Называется она "Песня о чудесах". Музыка Владимира Рубина на слова Сергея Богомазова. Помню одну строчку из припева: "... только эти чудеса люди могут делать сами!" Песня, естественно, о чудесах науки и техники.
Если я ещё не упоминал песню Листова "С песней легче жить, Строить и дружить..." - то вот Вам упоминание, т.е. можно искать по этой строчке (которая была в начале песни).
Ещё одна песня Листова была из области "псевдоказачьих", весьма боевая и маршеобразная, но от текста я помню ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЮЮ СТРОЧКУ ПРИПЕВА: "...вишня скороспелая!". Песня крайне неразборчиво звучала в радиорепродукторе, на патефоне я её не слышал. Мотив бодрый и жизнеутверждающий, песня качественная, её тоже надо искать.
Про ненайденную песню Н.Симонян "Любимый Иркутск - середина земли" могу добавить, что прозвучала она в исполнении дуэта А.Иошпе-С.Рахимов. Исполнение неподходящее, слишком "современное". Неправильный (с элементами "попсовости") и аккомпанемент. Если бы пел, например, Омский народный хор, песня воспринималась бы лучше. Вот конец текста припева: "...Саянские горы темнеют вдали. Они тебя видят, они тебя слышат, Любимый Иркутск, середина земли". Композитор Надежда Симонян - автор музыки к фильму "Улица полна неожиданностей" (1960).
Какую-то песню о Сибири написал Богословский, приехав однажды на Байкал, в Иркутскую область (60-е гг). Я никогда этой песни не слышал, кроме того, что она, будто бы, оказалась у композитора "неудачной" - и поэтому, мол, прозвучала по радио только один раз. Представляю я, какой это "неудачной" могла быть песня Богословского (!), который в первой половине 60-х гг активно работал, причём отнюдь не только в "попсовом" стиле. Быть может, какие-нибудь неведомые "огрехи" приключились не у композитора, а у автора текста. Но здесь получается "найди то, не знаю что". Песню эту я не слышал никогда, не знаю даже и названия (что-то вроде про рыбу омуль, но какое-то производное слово - может какая-нибудь бочка омулёвая).
Пока писал добавку к вчерашнему, появилось новое Ваше сообщение. Песню В.Рубина я вспомнил бы, если бы услышал мелодию. Да, некоторые песни из радиопостановок так и не перепел БДХ. "Песня о волшебном цветке" Ю.Чичкова (которая выкладывалась в исполнении Рины Зелёной) ведь тоже из какой-то детской радиопостановки.
Я, всё-таки, думаю, что у сайта должны быть два, три, четыре (и т.д.) "круга ада" (разной приоритетности в смысле "соответствия формату"). Ведь рано или поздно (по мере достижения определённой полноты охвата), к основной коллекции сайта придётся приобщать даже "худшие" (в смысле "не-форматности") фокстротоподобные песни в исполнении Н.Щукина, Г.Романова, Н.Никитского и др. При условии, конечно, что это вещи не переводные, а написанные отечественными композиторами и поэтами. Как-никак это всё-таки музыка "советского" периода. К тому же, широко обсуждавшаяся в советской музыковедческой прессе (которая также вполне может присутствовать на сайте, по возможности и вместе самими упоминавшимися там песнями). Конечно, тов.Казак здесь будет возражать!
Могу Вас успокоить, тов. Прохожий! Форматных песен, которые в "розыске", ещё непочатый край - только ищи! Так что рано про "круги ада" думать. :-))
И вот, кстати, о К.Листове. На мой взгляд, это композитор очень сильного мелодийного дара. Сотни (!) его песен ещё не найдены. Конечно, не стоит думать, что их всех имеет смысл искать, но штук 50 уж точно отобрать можно. Ведь вот как странно получилось. Некоторые "старые" композиторы прожили довольно длинную жизнь (М.Блантер, Д.Покрасс, А.Новиков, К.Листов), но творческое наследие их известно ОЧЕНЬ неравномерно. Ну например, Покрасс известен почти исключительно своими довоенными песнями - даже из любителей советской песни мало кто сможет вспомнить хоть одну послевоенную его песню. Конечно, могут возразить и сказать - мол, ну что ж, композиторские достижения послевоенного периода нельзя сравнить с довоенными вещами. В какой-то степени такой подход, возможно, и оправдан в чём-то. Но всё-таки по Листову в особенности это СОВЕРШЕННО несправедливо, на мой взгляд. У него огромное кол-во песен, написанных в конце 40-х - середине 60-х, которые НИЧЕМ не уступают "Тачанке" или "Землянке" по яркости, гармоничности, солнечности или лиричности. Но они практически совершенно забыты и неизвестны. Вот недавно я выложил "Давайте дружить", написанную к Московскому фестивалю. Разве не замечательная песня по мелодичности и приподнятости?...
О ХОРОШИХ пионерских песнях. Жанр пионерской песни, начиная с начала-середины 60-х, тоже стал сдавать. И не только в сторону попсовости и "ля-ля, тра-ля-ля", но и в сторону жуткой шаблонности. Но всё-таки встречались и ОЧЕНЬ интересные и оригинальные вещи. Я тут разговаривал с человеком, который посвятил бОльшую часть своей жизни музыкальной работой с детьми. Он ОЧЕНЬ высоко характеризовал следующие две пока что ненайденные песни: "Пионерский костер" В.Мурадели и "Над рекой, над Окой" В.Макарова (перепевку на иврите недавно выкладывали на Самодеятельности). Вы помните эти песни?
Интересно было бы найти и полный (не из фильма) вариант "Пионерского флажка" А.Филиппенко из фильма "Королевство кривых зеркал". Мне кажется, что она пелась и вне экрана. Ну про пионерский марш М.Раухвергера из "Военной тайны" я тоже уже упоминал. У Льва Шварца есть довольно интересная песня из фильма "Слон и верёвочка" о весенней Москве - мелодия далеко не шаблонная и весьма интересная, западающая в память. Помню такие строчки: "Весна пришла на улицу! Весенние деньки! Как птицы заливаются трамвайные звонки. Бодрая, весёлая, весенняя Москва! Ещё незапылённая зелёная листва..." (примерно что-то в таком роде).
Ещё вспомнил очень красивую песню из фильма "Кощей Бессмертный". Я уже выкладывал "Конь мой, конь" оттуда. Но в этом фильме звучала ещё одна песня, которую пела Василиса, когда отпускала голубя в полёт. В фильме "Конёк-Горбунок" есть прекрасные песни: Ивана, которую исполняет, кстати, Г.Виноградов (!) и жар-птицы.
Насчёт песен о Сибири. Я тут надосуге полазил по всяким песенникам и прочим "сборным салянкам" и напал на несколько любопытных вещей довольно именитых композиторов.
Вот, например, есть песня "Сибирь, Сибирь" Н.Крюкова на слова Е.Долматовского из к.ф. "Сказание о земле сибирской". Я её отдалённо помню - звучала она там фрагментами, а потом в довольно законченной форме в самом финале фильма на фоне пейзажа строек в Сибири. Песня, помню, явно удачная, мощная, панорамная. Оказывается, есть "Песня о Сибири" (именно так и называется) у Б.Мокроусова (слова С.Васильева). Её вот я не слышал - судить не могу. Ещё есть песня "Родная Сибирь" С.Туликова на слова Ц.Солодаря (середина-конец 50-х). В брошюре о творчестве композитора она называется одной из лучших (!) советских песен о Сибири. Кстати, Туликов написал целый цикл песен о Сибири и Алтае во время поездок по этим регионам в 1956-59 гг. (информация тоже из той же брошюры). Много наверняка интересных песен о Сибири у раннего В.Левашова - например, "Над широкой Обью". В фильме "Иван Бровкин на Целине" звучит очень хорошая песня "Степи оренбургские" А.Лепина - её тоже можно приплюсовать. Можно назвать ещё: "Встречай, сибирская земля" и "Алтайская весна" Г.Носова на слова А.Чуркина и "Молодёжь на целине" Д.Прицкера на слова С.Фогельсона.
О, ещё вот что вспомнил. Я уже выкладывал здесь отрывок "Песни покорителей природы" Н.Богословского на слова Е.Долматовского из к.ф. "Таинственный остров" (1941 г). Она добавлена в основную коллекцию. А вот интересно - исполнялась ли она вне экрана? Хоть бы в конце 40-х - 50-х? Неужели Богословский никак не использовал такую замечательную мелодию позже? И ещё. В фильме "Остров сокровищ" (1937 г) звучит песня "Бей, баран, походную тревогу!" Песня первоклассная. А вот исполнялась ли она помимо этого фильма?
Сибиряк
Комсомольцы Иркутска
Байкал гривастый, едем, едем на войну
Студеный ветер дует от Байкала
Паренек с Байкала
Матросы Байкала
Ангарушка
С Иркутском связанные судьбы
Далеко в Иркутской области
Байкальский ветер
Байкальская красота
Усть-Илим
Байкал
Иддут по БАМУ поезда
Прилетай в Сибирь
По Ангаре
Прощание с Братском
и т.д.
Кстати, вот список песен иркутских композиторов, вошедших в сборник 1951 года, где были собраны наиболее яркие из них. Он любезно предоставлен Олегом_И.
"1. Мои земляки В.Лебедев-М.Сергеев
2. Родная Сибирь Ю.Матвеев - Ю.Левитанский
3. Мы все за мир Ю.Матвеев - А. Гайдай
4. Привет тебе,мой отчий край М.Хинкис -А. Гайдай
5. Между гор и скал Г.Лане - И. молчанов-Сибирский
6. Огонек Г.Лане -Д.Кедрин
7. Сибирь-Совесткая земля Г.Ланэ - А. Ольхон
8. Дороженька-дорога Ю.Матвеев-А.Гайдай
9. Дождь М.Хинкис-К.Седых
10. На родной Ангаре В.Лебедев -А.Гайдай
11. Яблонька -ранетка М.Хинкис-А.Гайдай
12. Сибирская лирическая Н. Пьянков-И. Луговской
13. Ветер на Байкале Н. Пьянков-И. Луговской"
О песне Богословского, о которой Вы упоминали. Это "Песня про холостого омуля" из кинофильма "Приезжайте на Байкал" на слова М.Матусовского.
Ивану:
Все песни из песенника 1951 г. - это песни "местные", по-видимому, неполучившие общесоюзного распространения. Это, конечно, ничего само по себе не говорит, но делает их поиск особо сложным. Вам, как иркутянину, их поискать легче.
Тов. Прохожий, Вы тут упоминали песню Мокроусова "Поют гудки в Челябинске". Я её не обнаружил ни в изданном в середине 70-х собрании сочинений композитора, но в других песенниках. Может это песня НЕ Мокроусова? Как Вы думаете? И ещё - не помните ли Вы, кто её исполнял и какие там слова (хотя бы буквально одну строчку)?
Начало песни:
"Поют гудки в Челябинске
Приветствуя рассвет..."
......................
(дальше ничего не помню, но в рифму к слову "рассвет" было вроде бы слово "привет")
Начало припева:
"Шумит, гудит
У древних скал
Свободный край,
Земля Урал!..."
.........................
(на этом припев не заканчивается, ритм припева меняется и мелодия припева продолжает развиваться ДАЛЬШЕ - но текст я, опять-таки, не помню). Песня удачная, мелодия запоминающаяся, ноты расставлены "прямо будто так и надо".
Кто написал? Если не Мокроусов, то, быть может, Родыгин. Но Родыгин по типичным лучшим своим мелодиям больше похож на Новикова. А эта песня по стилистике явно ближе к Соловьёву-Седому (первые ДВА слова "Шумит, гудит..." поются НА ТЕ ЖЕ НОТЫ, что и первые ДВА слова в песне "Заря встаёт, дорога вдаль идёт, кругом земля цветёт, сверкают реки...).
Кто исполнял? Исполнял солист, но не дуэт. И, как мне кажется, это был именно В.Бунчиков. Менеее вероятно - В.Селиванов.
Похоже, что искать надо среди песен В.Соловьёва-Седого.
Тов. Прохожий, песня эта скорее всего и не Соловьева-Седого (у меня есть полный каталог его песен). Насчёт Родыгина надо будет посмотреть. Из более именитых композиторов выделяются два возможных кандидата - "Уральская молодежная" А.Новикова (на слова Е.Долматовского) (исполнял её дуэт Бунчикова-Нечаева) и "Песня об Урале" М.Блантера (на слова А.Коваленкова).
"...Как три могучих витязя,
Три города стоят."
(после чего и начинается уже упомянутый припев "Шумит, гудит...").
Прямо загадочная песня! Если не Е.Родыгин, не Анатолий Новиков и не Андрей Новиков, то остаётся разве что Л.Лядова.
Или, быть может кто-то действительно из местных уральских композиторов постарался, написав песню "почти как" Соловьёв-Седой или Мокроусов. Но песня исполнена и оркестрована была вполне профессионально, а шаблонно-"узнаваемые" элементы аккомпанемента заставляли неискушённого слушателя соотносить сие "творение" с песнями именно Соловьёва-Седого или Мокроусова. Никак не меньше!
Несмотря на давность восприятия, считаю, что песня была действительно качественной, искать её есть смысл.
Я попробую песню поискать по названию - "Поют гудки в Челябинске". Кстати, тов. Прохожий, а там о нескольких уральских городах говорится? Быть может название немного иное?
А вот ещё я наткнулся на текст песни К.Листова "Огни Босфора" на слова А.Жарова. Это, кстати, о ненайденных "морских песнях". Текст очень красивый - зная талант композитора, можно предположить, что и музыка должна быть отличной.
Когда идёшь в обратный путь из океана
И смелых чаек слышишь радостные галдёж,
О Черном море
Вспоминаешь непрестанно
И эту песню в душе поёшь:
Огни Босфора растают скоро...
Рассветный луч
Блестнёт внезапно за кормой.
Огни Босфора растают скоро,
И чайка крыльями махнёт: домой, домой!
Не отстаёт, кружит, кричит знакомка-чайка,
Но на секунду вдруг ныряет в полумрак.
А ну-ка,
Птица-баловница, угадай-ка:
Куда стремится, спешит моряк?...
Мой дом любимый, где теперь цветут каштаны,
Где кто-то ждёт меня в сиреневом саду.
Оттуда в плаванье -
В моря и океаны
Под крики чаек я вновь пойду.
Огни Босфора растают скоро...
Рассветный луч
Блестнёт внезапно за кормой.
Огни Босфора растают скоро,
И чайка крыльями махнёт: домой, домой!
По песне Листова. Слова вроде как будто знакомые (...огни Босфора, растают скоро...) - но мелодию, как таковую, не помню. Многочисленные вальсообразные песни с малоинтересными мелодическими ходами (типа "В парке Чаир") нередко встречались у Листова. Не уверен, что усилия по разысканию этой песни Листова оправдаются.
Насчёт названия песни "Поют гудки в Челябинске" есть тоже некоторые сомнения. Я не могу сказать в точности, КАК ИМЕННО объявлялась песня радиодикторами. Звучала она нечасто.
Форум работает со сбоями, открывается долго, причём нередко это заканчивается аварийным сообщением (код ошибки 503).
В одном сборнике песен на слова А.Фатьянова наконец-то нашлась песня Л.Бакалова под названием "Улица счастливая" ("Улица молодости"). Я приведу её текст. Быть может, это и есть та песня Бакалова, о которой Вы как-то вспоминали как о прототипе "Комсомольцев-добровольцев" М.Фрадкина?
Там, где был седой бурьян с крапивою,
Наша стройка поднялась.
Пусть же будет эта улица счастливою, -
Люди добрым словом вспомнят нас.
Здесь впервые мы с тобою встретились,
Слов друг другу не сказав,
Только сердце знает, отчего так светятся
Самые любимые глаза.
А когда на улицах, что строили,
Клёны снова зацветут, -
Утром ранним нас путевки комсомольские
В дальнюю дорогу позовут.
Там, где был седой бурьян с крапивою,
Наша стройка поднялась.
Пусть же будет эта улица счастливою, -
Люди добрым словом вспомнят нас.
Возможно, что это и не та песня, о которой Вы говорили, но теперь мы уже ближе к цели, да и эта песня, наверное, вполне интересная.
Увы, нет!
Та песня звучала, ПОЧТИ КАК громоподобный боевой марш:
"Комсомольский
Прос-пект!
Звонкой песней
Вос-пет!
Магистраль наших солнечных лет
Комсомольский проспект!"
Это была песня наподобие "Зори московские", "По московскому времени" и даже "Москва майская". Вот именно из такого ряда!
Приведённый Вами текст тоже мне что-то напоминает. Пожалуй, была и такая песня - но мелодия ничем не выдающаяся, "одна из многих". Я не помню её.
Спасибо, тов. Сатурн! Песня хорошего качества, есть смысл искать запись. Пел, скорее всего, В.Бунчиков, в сопровождении хора и оркестра.
Тов. Прохожий, а вот эти комсомольско-молодёжные песни Вы помните? Автор:
Сатурн 7.09.07 07:29 Сообщить модератору
"Комсомольская". Муз. А.Бабаева на сл. А.Досталя. 1958г.
Мы в лесах поднимали заводы,
По дорогам шагали сквозь дым.
Но осталось в огнях и походах
Наше сердце навек молодым.
Пусть героем становится каждый!
Будь надежным в труде и в любви.
Доверяет земля лишь отважным
Все богатства и тайны свои.
Припев:
Вставай, товарищ, рядом!
Горят сердца и взгляды.
Береги комсомольскую честь!
Если Партия скажет: "Надо!" -
Комсомольцы ответят: "Есть!"
Пусть моторы гудят, не смолкая,
Ты вечерней порою взгляни:
Где стояла тайга вековая,
Загораются всюду огни.
Так идут нашей юности годы,
Сердце радостно бьётся в груди.
Комсомольцы привыкли к походам,
Комсомольцы всегда впереди!
Припев.
По земле мы идём, не робея,
Впереди наша песня летит!
Берега Ангары, Енисея
Мы оденем в бетон и гранит.
Расцветай же знамёнами, площадь!
Ты дорогой победы прошел,
Нашей Партии верный помощник,
Славный Ленинский наш Комсомол!
Припев.
Чувствуется, что песня должна быть яркой и мощной.
Хотя далеко не факт, что была эта мелодия посредственной! Насчёт того, что не "попсовая", можно быть уверенным.
Ещё помню вот такой припев откуда-то:
"....................(?)...честь.
Если Пар!-ти!-я! ска!-за!-ла!,
Комсомол ответил: Есть!"
Песня в духе Островского-Фельцмана-Лядовой, примерно 1958-60 г. В припеве есть элементы маршеобразности, но мелодия не доведена до уровня "хорошо запоминающейся".
Вообще, все "раннехрущёвские" песни (1955-60) (о покорении Целины, покорении Космоса, и т.п.), написанные Мурадели, Долуханяном, Островским, Фельцманом, Лядовой, Бабаевым, Зацепиным, Агабабовым - и даже многими ещё более поздними авторами (проявившими себя ВПОСЛЕДСТВИИ уже как явные "попсовики") - как правило, вполне удовлетворительного качества. Они БЕЗУСЛОВНО ПОДХОДЯТ для сайта - тем более что тексты этих песен полностью отвечают его тематике.
Гораздо более спорными являются песни 60-х гг и позднее, когда "размывание" жанра Советской Песни уже отчётливо дало себя знать.
Я шагал за счастливою долею,
Беспокойным искателем стал.
О чудесной стране Комсомолии
Я ещё в пионерах мечтал.
Только люди с железною волею,
Только люди с открытой душой
Населяют страну Комсомолию
И живут её жизнью большой.
Я мужал, закалялся все более,
За Отчизну готовый в бои.
Постепенно страна Комсомолия
Открывала мне тайны свои.
Все науки прошёл в этой школе я,
Рыл каналы и камни таскал,
И на стройках искал Комсомолию,
На целинных просторах искал.
Шёл за нею по русским раздолиям,
Шёл с друзьями нелегким путём,
И нашёл я страну Комсомолию
В нашей дружбе и в сердце своём!
Насчёт "раннехрущёвских" песен. Мне кажется, что период 1955-1963 гг. в какой-то мере был ознаменован взрывом в развитии советской массовой песни. Конечно, внутри этого процесса уже в самом начале 60-х (с началом телевизионной эпохи) начали появляться "гнилые запашки", но всё-таки в целом творческий поток был довольно интересным. Вот о чём мне хотелось бы Вас спросить. Мне лично кажется, что песни второй половины 50-х годов чем-то качественно отличаются от песен, скажем, 1947-1954 гг. И дело далеко не только в изменении стихов. Как-то изменился мелос песен. В период позднего сталинизма многие маршеобразные песни были довольно статичными, им не хватало динамизма, какой-то легкости (не легковесности!), свежести, подъёмности. А вот позже в песнях на схожие темы появилась некая романтичность и свежесть (даже в самих текстах появились постоянные метафоры о "свежем ветре", о "весеннем рассвете", о "дорогах, зовущих в неизведанную даль" и т.д. Более того, наибольший вклад в развитие этого жанра всё-таки внесли на тот момент более молодое поколение композиторов (А.Островский, А.Пахмутова, А.Бабаев, О.Фельцман, А.Долуханян, А.Холминов, Э.Колмановский, А.Бабаджанян, С.Агабабов). Но вот ведь загадка: после этого довольно резкого взрыва наступил настолько же резкий спад - уже к 1965 г. жанр скатился "на дно", где и продолжал находиться за редкими исключениями. Как Вы считаете, что же произошло?
Действительно, по большому счёту, стилистика мелодий первой и второй половины 50-х гг существенно различна. Однако элементы "нового" мелоса уже вполне просматривались и в некоторых песнях первого периода (например "Комсомольцы - беспокойные сердца"). К сожалению, этот "новый" мелос, воспринимавшийся интересно и оригинально во второй половине 50-х гг, продолжал эволюционировать и дальше - но уже в явно худшую сторону. Появились "песни без мотива" - у которых взаимосогласованные_между_собой (т.е. создающие ощущение МЕЛОДИИ) музыкальные интервалы отстояли СЛИШКОМ ДАЛЕКО друг от друга. Это как если бы рифма в стихотворениях начала бы вдруг ставиться поэтами не в конце последнего слога (где читатель и привык её ожидать), а в начале первого. Или вовсе неизвестно где. Если при таких выкрутасах "обычная" рифма тоже продолжает оставаться на своём месте, то тогда всё в порядке: стихотворение даже для широких масс будет ещё вполне воспринимаемым. Но когда стихотворец продолжает "искать новые формы", т.е. от обычной рифмы напрочь отказывается, а вместо этого старательно добивается совпадений каких-нибудь неведомо где расположенных слогов, то получается полнейший сумбур! Вот примерно так же обстоит дело и с музыкой (если сравнивать процесс построения мелодии с процессом стихосложения).
Песни 1955-60 г относятся к промежуточному этапу. В их мелодике ОДНОВРЕМЕННО присутствует и то, на что может опереться слух "консервативного" слушателя, и то, что делает мелодию сравнительно оригинальной и необычной. Чего, увы, нельзя сказать о песнях после 1960. В мелодике этих песен ничего "старого" уже не осталось, в то время как элементы "новой" мелодики так и не успели окончательно оформиться, устояться, сделаться привычными и понятными для массового слушателя.
Песня Фельцмана - слабая. Я не помню её ни как "удачную", ни как "особо плохую" - тогда быть может и обратил бы внимание (уже отрицательное!). Всё что не нравилось, не воспринималось, не интересовало - просто проходило мимо ушей пустым звуком.
Тов. Прохожий, не могли бы Вы вспомнить КТО исполнял песню А.Долуханяна "Комсомольская юность моя"? Не стану подробно объяснять почему спрашиваю. Скажу только одно: такая информация очень бы была полезна!
Припев был в исполнении хора:
"Эту песню
Запевая
Мчится в дальние края
Трудовая,
Боевая,
Комсомольская юность моя!"
Почему-то кажется, что запев песни исполнял тоже хор. Но, скорее всего, это всё-таки был не хор, а дуэт мужского и женского голоса. Достаточно типичное исполнение многих песен именно "комсомольско-молодёжной" тематики. По восприятию в общем и целом можно сопоставить, например, с "Утренней песней" Холминова.
Песни о Москве: кто какие разыскивает? И песни на "дорожно-попутную" тему. Автор:
Сатурн 15.09.07 03:36 Сообщить модератору
Товарищи! Какие песни о Москве вы до сих пор ищете? Какие песни о Москве вы помните, но до сих пор не можете найти?
Давайте попробуем суммировать всё в одной ветке.
А также, какие песни из жанра "дорожно-попутных" имеет смысл поискать ввиду их музыкальных качеств?
Ой, тов. Прохожий, я этот вопрос для всех написал, а попал в нашу Автор:
Сатурн 15.09.07 03:37 Сообщить модератору
"Молодая Москва" (К.Листов - А.Жаров). Исп. В.Бунчиков, В.Нечаев, Г.Абрамов.
"Про Московскую волну" (Л.Лядова - Г.Ходосов). Исп. хор русской народной песни.
Последнюю вчера видел на пластинке на "Молотке", а ныне ее купили! Ай-яй! Что я потерял!
Бывают среди них ординарные, рядовые, малооригинальные. А бывают и "разительно-запоминающиеся".
Вот ПРИПЕВ одной из таких, достаточно забытых (хотя и вполне удачных) песен:
"На московских
Перекрёстках
Там где сходятся дороги и друзья,
Где глазами
Звёзд кремлёвских
Улыбается мне Родина моя"
Песня довольно-таки маршеобразная (примерно такого же стиля и почти такого же уровня качества, как "Зори московские"), исполнял её хор Всесоюзного Радио. Название, по-видимому, "На московских перекрёстках", композитор - С.Туликов.
Некоторые мелодические ходы из неё были использованы Туликовым в другой его песне "Полосочка ничейной тишины" ("...останется за островом, за островом Ратманова полосочка ничейной тишины..." - эту песню исполнял КАППСА, тоже пока не найдена).
Но и эта песня - неплохая. Что-то есть в ней немного от Дунаевского (примерно так же, как и в марше Ю.Левитина из к/ф "Арена смелых"). В меру шаблонная, но вместе с тем достаточно качественная мелодия.
Несколько интересных (предположительно!) песен В.Мурадели. Автор:
Сатурн 6.10.07 01:52 Сообщить модератору
Тов. Прохожий, попался мне сборник песен на стихи поэта Александра Коваленкова (в своё время довольно известного). Там есть две довольно интересные песни на его стихи, написанные Вано Мурадели. По стиха видно, что песни не шаблонные, быть может Вы их вспомните. Обе песни - середины-конца 50-х годов!
1. "Синие дали"
Рожь колосилась, берёзы шумели,
Дом окружали леса и луга...
Родина наша, ты нам с колыбели
Каждой былинкой своей дорога.
Каждой тропинкой, где с милой гуляли,
Вместе вечерние звёзды встречали,
И за холмы нас манили и звали
Дальние дали, синие дали...
Но не затем, чтоб иная, чужая,
Счастье своё отдала нам земля,
Мы уходили, и, нас провожая,
Ласточки мчались в родные поля.
Там, где мы были, сады расцветали,
Страны из праха и пепла вставали,
К дружбе дорогу сердцам открывали
Дальние дали, синие дали...
Утренним светом окрашены флаги,
Свежестью дышит простор полевой.
В селах румынских, на улицах Праги
Видно, как солнце взошло над Москвой.
Слышно, как в борозды зерна упали,
В знойной степи тополя зашептали...
Значит, недаром манили и звали
Дальние дали, синие дали!
2. "Идёшь - поёшь"
Чудес на свете очень много,
Иди - и верь своим глазам.
Ведет чудесная дорога
Людей отважных к чудесам.
Идешь дорогою - поёшь,
И ветер - твой попутчик.
Привал хорош, ночлег хорош,
А всё ж дорога лучше!
Зовут в поход моря и горы,
Шумят зелёные леса,
Лугов, полей, озёр просторы
Нам открывают чудеса.
Идешь - поёшь, цветок сорвёшь,
И солнце - твой попутчик,
Привал хорош, ночлег хорош,
А всё ж дорога лучше!
Лишь тот глазам своим не верит,
Кто, за порог не выходя,
На свой аршин всю землю мерит,
Боится снега и дождя.
Ну что ж, пускай снега и дождь,
Метель, туман и тучи...
Привал хорош, ночлег хорош,
А всё ж дорога лучше!
С грозою спорь, не бойся грома,
Шагай, товарищ, веселей!
В горах, в лесах - мы всюду дома
Под небом Родины своей.
Идёшь - поёшь, подъём берёшь,
И солнце - твой попутчик.
Привал хорош, ночлег хорош,
А всё ж дорога лучше!
Далее. В одном из своих комментариев к песням на сайте, Вы упомянули некую песню М.Коваля "Комсомол" в качестве одного из примеров комсомольско-молодёжной тематики конца 50-х гг. Я её нигде не смог обнаружить (в смысле ни в одном песеннике). Может быть, это вещь не Коваля? Но зато нашлась вот такая песня В.Мурадели на слова П.Градова (тоже где-то 1955-57 гг.). Называется "Комсомольцы". Вот текст:
Этот смелый, задорный народ молодой
Город юности строил в тайге вековой,
А в суровые годы борьбы и невзгод
Уходил добровольцем в военных поход.
Припев:
Если в сердце твоём молодом
Комсомольский горит огонёк,
Вместе с ним иди,
Ждет тебя впереди
Радость трудных дорог!
На восток и на запад, на север и юг
Мы готовы поехать, товарищ и друг.
Нам грядущее строить доверил народ.
Беспокойная юность в дорогу зовёт!
Припев.
Мы вчера разбудили в степи целину
И готовы хоть завтра лететь на луну,
И мы знаем, что время такое придёт.
Никому не уступим мы этот полёт!
Припев.
п.с. Последняя строчка последнего куплета довольно курьёзна с исторической точки зрения. :-))
Тов. Прохожий, не помните ли Вы документальный фильм, снятый Романом Карменом в 1959 г. на Бакинской киностудии, о строительстве нефтяных буровых станций на Каспийском море и других достижения советской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности под названием "Покорители моря"? Музыку к фильму написал Кара Караев. В фильме звучит и написанная в 1953-54 гг. "Песня нефтяников Каспия" ("Песня мужества плывёт..."), но, оказывается, что Караев написал ещё одну, по-видимому, масштабную песню к этому фильму. Она называлась "Молодежная песня" (стандартное название, конечно) на слова Е.Долматовского. Первая строчка: "Мы построили город, бросив вызов стихии!"
Я слышал отрывки из балетов Караева на древне-восточные темы и музыка его на меня произвела сильное впечатление, да и "Песня нефтяников Каспия" - безусловный шедевр. Я собираюсь эту самую "Молодежную" искать в любом случае, но всё-таки хотелось бы знать и Ваше мнение, если помните. Симбиоз советской мелодики с "восточными" элементами порой порождали действительно очень оригинальные и мощные вещи. Кстати, это слышно и в агабабовской "Мы - юное, звонкое племя" - там тоже слышны "кавказские" мотивы.
Да, вот именно "симбиоз" с народной музыкой получается иногда удачным и оригинальным. С точки зрения "поиска новых форм в музыке" это было бы перспективнее, чем рок с рэпом и попсою (хотя не спорю, мнения на сей счёт разноречивые). Фильм, к сожалению, не помню. Песен было больше одной, но звучал-то чаще всего "Марш нефтяников Каспия". Вторую песню безусловно надо искать, была она такая! Караев - хороший мелодист, разумно встроенные элементы народной мелодики делают песню нешаблонной, но вместе с тем запоминающейся (поскольку "большой стиль" так или иначе соблюдается!).
Насчёт песен Мурадели. Шедеврами они не являются. Мелодии "потерялись" среди других похожих. Возможна также и пересортица в архивах радио, поскольку Лядова по алфавиту близко к Мурадели. Иногда бывают ошибки и в песенниках с текстами.
Насчёт песни Коваля "Комсомол". Помню единственную заключительную строчку этой песни: "Но бессмертен комсомол". Мелодия, соответствующая этой строчке текста, очень похожа на фрагмент из мелодии песни "Я - Земля" В.Мурадели. А именно вот на этот фрагмент: "И ДОМОЙ ВОзвращАйтесь СКОРЕЙ". Специально большими буквами я здесь выделил слоги, у которых ноты в точности совпадают с вышеприведённой строчкой из песни Коваля.
То есть имеется вот такое приближённое равенство между нотами (включая длительности).
"Но бессмертен"="И ДОМОЙ ВО",
"ком сомол"= "А СКОРЕЙ".
Пели песню, вероятно, Ельников и Добрин.
песня, где есть слова "Простор лесной, поток речной, вода течёт, и наша маленькая лодочка плывёт" ? Если да, то кто автор слов и музыки? Бренчание общедоступное сейчас так надоело. А вот ещё в кинофильме "Звезда" была замечательная песня, которую я больше нигде никогда не слышал с такими словами "Ночи ненастные, реки опасные там где разведчик пройдёт..." не в современной версии "Звезды" конечно, где роль Мамочкина играет натуральный дебил. Незаслуженно забытая песня, значительно лучше многих других, навязших в ушах!
ребят не помню название песни но помню немного текста...
(I dont a want it i dont a need it//pls its my life....)
и то это не точно..,кто знает отпишитесь пожалуйста!!!
Заранее благодарю
Песня К.Караева "Покорители моря" - это не то же самое, что его более ранняя песня "Марш нефтяников Каспия". Слова "Покорителей моря" такие (автор - Е.Долматовский):
Открыл секрет нам старый Каспий,
Морей Отчизны нашей младший брат,
Что в глубине его, как в сказке,
На дне сокровища лежат
Покорители моря седого,
Мы живём на высокой волне.
Наша служба трудна и сурова
Но от этого, честное слово,
Прибавляется силы вдвойне!
Где бушевали волн каскады
Где мчался ветер ледяной
Идёт строитель эстакады
Как по земле своей родной.
Покорители моря седого,
Мы живём на высокой волне.
Наша служба трудна и сурова
Но от этого, честное слово,
Прибавляется силы вдвойне!
Покорители моря седого
Ищут солнце в морской глубине!
п.с. По стилистике песня похожа на "Гвардейцев труда" Я.Цегляра.
В одной радиоподборке с "Маршем нефтяников Каспия" я эту песню не помню! Тем не менее, приведённый текст ассоциируется с какой-то (слышанной, быть может, один-два раза) песней, исполнявшейся дуэтом. Стилистически эта песня отдалённо похожа на "Не шуми волна полярная" Б.Терентьева, но сколько-нибудь достоверно воспроизвести мелодию я при всём желании не могу.
Ещё какая-та совсем забытая песня хрущёвского периода заканчивалась словами
"... Мы сквозь (что-то) пройдём,
Мы (чего-то) найдём,
И оты-щем сво-ю меч-ту!".
Песня мощная, в исполнении хора.
Я тоже нашел ее в песеннике. К сожалению, - не в сети. Песня хорошая, припев могу напеть. Кажется, пел И. Шмелев с хором. Где-то запись затаилась, она не могла пропасть бесследно.