Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Несменяемые стражи или мысли о казачестве
Сразу оговорюсь, что название «Несменяемые стражи» я взял у Кавада Раша .В имперской России казачество, составлявшее полтора процента многомиллионного русского народа и являвшееся привилегированным воинским сословием , было тем бессменным часовым , что охранял южные и восточные границы России, а также, по-моему, хранило многие устои и традиции русского народа. В годы революционных потрясений, расколовшись , как и весь народ, на «красных» и «белых», казаки явились заметной военной силой на обоих фронтах. «Белые» казаки , представлявшие проигравшую в гражданской войне сторону, частью были уничтожены, частью эмигрировали, частью приняли советскую власть. «Красные» же казаки(ярчайшим представителем считаю С. М. Будёного ) после гражданской медленно утратили своё влияние и казачьи традиции жили только в частях кавалерии РККА, а в традиционных областях проживания казаков они постепенно , в следствии проводимой советской властью политики расказачивания , превращались в пролетариев и крестьян-колхозников. Но начавшаяся Великая Отечественная Война сделала идеи казачества(а точнее казачьего патриотизма) востребованными : формируются казачьи дивизии , в 1943г возвращается старая униформа донским , терским и кубанским полкам. «Лебединой песней» казачества в СССР я считаю Парад Победы в 1945 г , когда в пешем строю прошли по Красной площади казаки-пластуны кубанцы в кавказских черкесках , бешметах, с яркими красными башлыками за спиной ,кубанках и с золотыми погонами , и верхами прогарцевали донцы в традиционных куртках-казакинах с пиками , и в сопровождении тачанок. После войны советская власть опять свела на нет роль казачества, оставив ему удел фольклёрных коллективов , хоров и. т. д. Смогут ли в современной России казаки вернуть себе традиционные функции? На мой взгляд не смогут, потому что власть(любая власть и советская и современная) не вернёт им главного права обладания оружием , а без этого казак не казак, и реальной силой им не стать. Может быть это не так и плохо вернуть казакам оружие, тогда бы с малой вероятность произошли бы события в Будёновске, Беслане, Дагестане и. т. д. Жители бы южнорусских областей сами бы себя защитили., но имея оружие эти жители стали бы потенциальной угрозой для власти, как стали чеченцы , которым оружие бывшей советской армии оставили (уж не знаю с какой целью и кто). Меня очень смешит ,когда сейчас , особенно в нетрадиционных для казачества регионах, формируют разные казачьи общины, круги, войска . Ряженные, ненаигравшиеся в «Войну» или «Зарницу» дядьки ,с навешенными на себя разными затейными нашивками, аксельбантами, и погонами важно надувают щёки, кричат «Любо!», и назначают себя разными атаманами всея Руси.
\\\ Может быть это не так и плохо вернуть казакам оружие...\\\\
Как показали события в Беслане оружие там имеется в достатке. Потому что палили все, и мал и велик. Так что думаю дело не в наличии оружия. Скорее всего в том, что казаки в душе не воины, а землепашцы. Оружие для них - бутафория.
Они и так стараются выделиться (причем вовсе не заслуженно), что есть нехорошо, поскольку сословия-то у нас, слава богу, отменены. Они весьма презритеьно относятся к "русским".
Что же касается их героической истории и незаслуженного отношения к ним соввласти в первые послереволюционные годы, то следует напомнить, что они в течение полувека непрерывно пороли всю прочую Россию. Доходило до невероятности. Недавно прочитал классическую белорусскую книгу "На росстанях" Якуба Коласа, явно по реальным следам перед 905-м годом и дальше. Так поразился, что в глухой Пинск, столицу полесских болот, тоже пригнали сотню казаков! Полещуков пороть!
Как показали события в Беслане оружие там имеется в достатке. Потому что палили все, и мал и велик
Какое оружие? Двустволки? Карабин "Сайга"? Ну и что, у меня тоже есть"Зауэр 3 кольца", а толку с него в бою.Палит громко это да! Что то я не видел там местных жителей с АКМ-ами и "Мухами". При царях казаки имели и артиллерию, а главное они несли службу дозорную регулярную по южным границам, и чего-то я не помню ,когда чечены к ним совались..Не вооружит власть нормально казаков, не позволит службу на дорогах и по-границам нести.Ведь смотрите, пятьдесят лет после войны на юге была тишь-гладь, потому ,что у казаков в 20-нач 30 оружие отобрали, а у чеченов в 40-е(там тысячами стволов изымали), и все без кровопролития жили.Нечем было много крови пролить.А когда Дудаеву оставили оружие тех частей ,что квартировались в Чечне, тогда он и начал бандитствовать,типа "бороться за независимость".Все его ваххабитские идеи без стволов просто болтовня,и тогда бы Грачёв его бы точно одним полком ВДВ задавил .Он бы долго думал прежде чем сунуться в Будёновск, если б знал, что на дорогах разъезды и секреты, в каждом доме в Будёновске 2-3 нормальных нарезных ствола, а то и пулемёт (с поправкой на современность АКМ и гранатомёт с десятком выстрелов). И полсотни казаков всегда в станице на сборах под ружьём,которые все пресутственные места охраняют.Тут или все безоружные, как было в СССР, или все вооружённые ,как было при царях.
///....А когда Дудаеву оставили оружие.. Грачёв одним полком ВДВ задавил....///
Тема Чечни это отдельная непростая тема.
Кстати, Дудаев отдал Грачеву всю тяжелую технику.
А что касается казаков, то их уже вооружали, когда они в Приднестровье воевали.
Только это выразилось в основном в пьянстве и мародерстве. Смирнов потом не знал, как отделаться от этих помошников...
\\\ если б знал, что на дорогах разъезды и секреты...\\\
Насчет разъездов не знаю, но блокпостов было много.
И как беспрепятственно их проехать методы нашлись.
\\\...формируются казачьи дивизии , в 1943г возвращается старая униформа донским , терским и кубанским полкам...\\\
Немного поздновато, однако...
В 1941 эту форму им вернул Гитлер.
Из разговора группы казаков-власовцев на постоялом дворе...
"Сталин плохой потому, что запретил носить лампасы на штанах, Гитлер хороший потому, что разрешил..."
Вот и вся политика. Тогда вопрос, а чево запретили лампасы-то?
Чево боялись? Ведь с разрешения Гитлера лампасы нашили себе около 70 тыс. казаков. Вот вам и ряженые.
Для справки. Казачьи части рассматривались немцами как полноценные союзники.
Т.е они выполняли не только полицейские функции (как части славянские и прибалтийские), но и военные. Отличились под Сталинградом, немало хлопот доставили маршалу Тито и уж совсем обессмертили себя на озере Балатон.
Видимо и поэтому в том чиле казакам оружия не дадут.
Немного поздновато, однако... /////
Разрешил бы чуть раньше не ушло бы 70 тысяч:)))))А дал лампасы в 43 потому что с 1941 г Белов, Доватор, Крюков, Плиев(всего было 9 корпусов) это заслужили боями и все корпуса стали гвардейскими
Из разговора группы казаков-власовцев на постоялом дворе\\\\\
А там только казаки были или к Власову ещё танкисты лётчики и пехота переходила? У него всякой твари по паре было:)20-е годы много народу помнило на Дону , не все погибли да разбежались по заграницам и 70 тыс предателей не так много( из тех кто не принял советскубю власть, а жил под ней).Может у немцев они полицейские функции выполняли , а в Красной армии вовсе нет
Видимо и поэтому в том чиле казакам оружия не дадут. ////
Про оружие уже писал
С началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием.
На Дону хорошо известный 52-летний казак К.И. Недорубов возглавил сотню, собранную в станице Березовской. Вместе с ним в нее вступил и его 17-летний сын Николай. В бою под Кущевской 2 августа 1942 г. эскадрон Недорубова в ожесточенной рукопашной схватке уничтожил свыше 200 солдат противника, из которых 70 лично уничтожил комэск старший лейтенант К.И.Недорубов. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза
62-летний П.С. Куркин привел в свою казачью сотню из станицы Нижне-Чирской более 40 всадников. Этот могучий богатырь прошел на коне весь боевой путь гвардейского Донского казачьего корпуса, был удостоен многих боевых наград, получил звание гвардии майора.
63-летний казак из кубанской станицы Родниковской М.Ф. Грачев пришел в кавэскадрон с шестью сыновьями, а кубанский казак И.Д. Зубенко стал служить в части с женой, двумя дочерьми и 17-летним сыном, казак-доброволец лейтенант А.И. Жуков с сыновьями
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик
20 апреля 1936 г.
О СНЯТИИ С КАЗАЧЕСТВА
ОГРАНИЧЕНИЙ ПО СЛУЖБЕ В РККА
Учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс советского казачества, на равне со всеми трудящимися Советского Союза, активным образом включиться в дело обороны страны – Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, кроме лишенных прав по суду.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР
М. Калинин
И.о. секретаря Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР
Алекс сказал об идеалах - например: власть трудащихся и для них, оплата по труду и т.п. Автор:
Губин В.Б. 27.07.07 19:21 Сообщить модератору
Алекс же сказал об идеалах - например: власть трудащихся и для них, оплата по труду и т.п., справедливость, труд, производство.
А постояных революций не бывает. И не о них он сказал.
\\\...Гораздо больше было казаков любящих Родину... 70 тыс предателей не так много...\\\\
Раз история записала их в предатели, пусть так и остается. Предатели, так предатели. Не тепло, не холодно. Еще мне за них заступаться... Проехали.
Но только вот мне думается, что родину они любили не меньше других...
"Раз история записала их в предатели, пусть так и остается. Предатели, так предатели. Не тепло, не холодно. Еще мне за них заступаться... Проехали.
Но только вот мне думается, что родину они любили не меньше других..."
---
Но все же, вероятно, меньше, чем Каледин, который, увидев, что за помощь в борьбе с большевиками иностранцы требуют платы Россией, предпочел застрелиться. Хорошо бы, если бы и они сразу, как им пришла мысль воевать против родины, застрелились бы.
А если серьезно, то с какой стати они помогали Гитлеру? Зачем терроризировали Югославию, зачем, как я понял, воевали с нами у Балатона?
О последнем хотелось бы услышать подробнее. В советское время об этом не писали, так что я, читавший литературу и прессу с 40-х годов, никогда не слышал. Здешние завсегдатаи знают, что советские песни всегда воспевали казаков как крутых патриотов и красных. Соответственно, о белых казаках умалчивали. Получалось, что наши казаки - все орлы как на подбор, никаких стервятников. Сильно обеляли их. Скрывали старые грехи типа церберов всего народа до революции. Типа было и быльем поросло. А потом удивляются - почему это к казакам хреново относилась власть в пореволюуионные годы. В книгах о революции о расслоении казачества писалось много. Не говоря уж о "Тихом Доне", можно указать "Кочубей" Аркадия Первенцева и "Даурию" Константина Седых.
Кстати сказать, недавно одна старушка, каким-то образом жившая и преподававшая в Польше много лет, рассказала, что полякам при поездках в Испанию не рекомендовали посещять район Севильи, поскольку польские уланы или как их там звали, во времена Наполеона там себя показали как классные рубаки народных масс. И там это дело до сих пор помнят. Уж не знаю, был ли там в то время Понятовский.
Из Эккарта
Но только вот мне думается, что родину они любили не меньше других/////
Станная любовь какая-то ,под чужие знамёна становиться.Тот же вышеупомянутый К.И. Недорубов (Герой Советского Союза, но у него ещё 3 солдатских Георгия и один офицерский за Первую Мировую и памятник сейчас стоит на Дону, и звание его старший лейтенант ,соответствующе сотнику ,ему в РККА вернули) от советской власти, наверное , немало притерпел, а пошёл не к Гитлеру
Из Губина
воспевали казаков как крутых патриотов и красных.////
А таких и правда было большинство, может и не все красные , но то что патриоты это факт. А если "цербером" были при царе ,так ,думается мне, простые армейцы лишь чуть меньше народу перепороли.И потом казаки в первых рядах были , что по порке народной, что в боях т.к. просто отличные солдаты всегда отличные.
Напрашивается вопрс - а во время 1-й мировой войны были случаи перехода казаков на сторону кайзера? Или может такие случаи были во время нашествия Наполеона?
При Петре Первом часть казаков ушло к туркам, так нзіваеміе некрасовці они воевали с турками против России весь 18 в. В 18 г Краснов создавал марионеточное прогерманское государство на Дону под покровительством кайзера
Сколь угодно. Про некрасовцев уже сказали. Еще можно вспомнить Разина, Пугачева, Булавина, Мазепу, казаков Трубецкого и Заруцкого в смутное время, поддержку именно казаками всех возможных самозванцев (а потом предательство и их тоже). Трудно найти еще какой-то столь шебутной и готовый предать субэтнос. "Воровские" казаки на страницах русской истории пасутся толпами.
Наемники, дык.
Здравствуйте, Алексей. Вы правильно определили казаков как субэтнос. А раз это субэтнос, то по Гумилёву он растёт изменяется и. т. д. . Вот все Ваши примеры из 16-18 веков (Хотя и в это время казаки Ермака сибирские города закладывали, Семён Дежнёв по морю ходил, и с Петром 1 казаки всё-таки были , и Измаил с Суворовым штурмовали, хивинцев да прочих среднеазиатов покоряли ) ,а возьмите век 19-тый : легендарный Платов («Казаки творят чудеса».- Кутузов в донесении царю) в войне 1812 г конницу Мюрата лихо трепал, все бесконечные Русско-Турецкие войны ,Русско-Японская, 1 мировая и. т. д. везде они воевали . И подошли к 1917г имея 11 казачьих войск (Донское Казачье Войско, Оренбургское, Астраханское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское, Терское, Кубанское), со своими традициями, укладом, полками, батареями, станицами, училищами и славой . Я к тому ,что этнос в 15-17 веках был в детстве и юности и оформился он как раз, по-моему, в 19 веке, а в начале 20 начал умирать(Великая Отечественная лишь отсрочила агонию). И возродиться ли он в 21 веке?
Уважаемый Дмитрий, я вовсе не пытаюсь отрицать участие казаков в войнах, смешно бы было. Я только хочу не согласиться с переоценкой этого участия и традицией представления казаков, как рыцарей без страха и упрека. В истории казачества, наряду с позитивом, достаточно и негатива. Что же касается воин, то участие в них казаков было почти всегда вспомогательным. Разведка, охранение, рейды, налеты, засады. Вещи, конечно, совершенно необходимые, но назвывать их определяющими я бы не стал. И, если уж говорить о сословиях, то стражами России я бы назвал крестьянство и мелкопоместное дворянство. Именно эти сословия, в первую очередь, отстояли Россию.
Я к тому ,что этнос в 15-17 веках был в детстве и юности и оформился он как раз, по-моему, в 19 веке, а в начале 20 начал умирать\\\\\\\\\\\\
Если по Гумилеву, то так не получится. Этапы этногенеза, по Гумилеву, выглядят иначе.
И возродиться ли он в 21 веке?\\\\\\\\\\\
Нет. Сословное строение общества ушло в прошлое и возродиться уже вряд ли сможет. Казаки же, это, в первую очередь, сословие, этносом они так и не стали, что бы кто не говорил по этому поводу. Но, и в этом случае, обособленное существование этноса, даже горских племенных шаек, (которые тоже не этнос) в 21 веке труднопредставимо.
В принципе согласен со 2 и З частями Вашего ответа (Гумилёва лекции я давно слушал на видеои про то ,что не возрадяться они это тоже факт)
Что же касается воин, то участие в них казаков было почти всегда вспомогательным. Разведка, охранение, рейды, налеты, засады.///////
Вот это ,на мой взгляд, неверно. Участие не было вспомогательным(Хотя ,конечно., традиционные разведка-засада всегда были). Казаки в 19-20 веках уже были сформированы в полки, дивизии и корпуса(особенно в Великую Отечественную), а это те воинские подразделения, которые ,по определению, могут учавствовать в решении не только тактических ,но и оперативных задач. 1 гвардейский корпус Белова, остановив танки Гудериана под Тулой ,не дал ёё окружить и не дал с этого направления наступать на Москву.Это не просто тактика(т.е. искусство ведения боя)а оперативное искусство (искусство ведения сражения, битвы) Дивизия, корпус, армия решают оперативные задачи, т.е. ведут сражение. И такие примеры можно подобрать и из 1812 года и из Суворовских походов.
Уважаемый Дмитрий, вполне возможно, что вы правы. Я не знаток истории казачества. Вполне возможно, что казаческие части участвовали и в полевых сражениях, хотя мне все же кажется, что основное их участие было иным.
Что же касается Великой отечественной, то я сильно сомневаюсь, что части, носившие название казаческих можно считать казакам в том же смысле, что и казаков 19 века. Скорее название казаческие, это просто некий символ. Как и восстановление казачества в 36м не означало, что восстанавливался традиционный казачий порядок. Насколько я понимаю, казаческие районы не отличались от других частей СССР в правовом положении. Не было там и специфически казаческого воспитания, не говоря о том, что и среди жителей этих регионов было уже значительное количество лиц неказаческого происхождения, призывавшихся в те же части наравне с остальными. Т.е. наименование "казаческий" и элементы формы носили скорей символический характер.
А вообще, у меня тесть чистокровного донского происхождения известной казаческой фамилии (соответственно и жена). Но вот родственники к своему казачеству относятся довольно спокойно, совершенно не стремясь его подчеркнуть и даже не сильно упоминая. И к носителям шаровар с лампасами, игрушечных шашек и жестяных крестов относятся крайне отрицательно. Т.е. даже к той символике, которая была возвращена в 30е отношение у сегодняшних потомков казаков достаточно спокойное. А тесть рассказывал, что и в 40е сильных восторгов по этим поводам не было.
Ляксей: " Скорее название казаческие, это просто некий символ."
Ну так подумайте, для чего Сталину нужен был этот символ. Какую символику носили казаки у профессиональных революционеров, известно - волки, опричники, душители революции и пр. А тут вдруг вводят казачество опять, во всем его великолепии. И с нагайками...
И к носителям шаровар с лампасами, игрушечных шашек и жестяных крестов относятся крайне отрицательно/////
Я тоже, о чём писал в теме
Не было там и специфически казаческого воспитания/////
Мне кажется, что ещё в те годы дух казачества ещё был, просто ещё были живы люди
Т.е. наименование "казаческий" и элементы формы носили скорей символический характер\\\\\\
Может и носило, но во время войны много было ходатайств Будёному от командиров кав. частей о о наименовании кавалерийских дивизий корпуса казачьими.Значит , что то это значило и для бойцов и для командиров.Кстати, форма одежды армии интересная тема, её ,при случае, вынесу в отдельную тему.
"Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...". ("Красная звезда", 1936 г., 24 апреля).
Это ответ казаков на указ о снятии с казачества ограничений службы в РККА
22.08.42 Газета "Красная звезда" опубликовала:
"Сыны Советского Дона и Кубани беззаветно защищают каждую пядь земли. Они служат примером для всех защитников юга. Так должны вести войну с немцами все части Красной Армии. Остановить немцев на юге можно! Их можно бить и разбить! Это доказали казаки, которые в трудные дни покрыли себя славой смелых, бесстрашных бойцов за Родину и стали грозой для немецких захватчиков".
Еще раз повторюсь. Я не считаю, что казаки в чем-то особо виноваты. Но и не считаю, что у них есть какие-то особые заслуги и достоинства, по сравнению со всеми другими. И в казачьей истории и в казачьем воспитании были и позитивные и негативные стороны, как и у любых других сословий и субэтносов.
(Кстати, а как правильно - казацкий, казачий, или казаческий?)
А то, что символы что-то значили, это понятно. Символы всегда что-то значат, на то они и символы. Щиты и мечи до сих пор широко используются в эмблематике. Но это же не означает, что ими реально пользуются. И "казачья" в названии дивизии, как, к слову, и "гвардейская" значили уже не то, что изначально.
И, заметьте, в ваших примерах их "Красной звезды" везде подчеркивается - "донские колхозные казаки", "Сыны Советского Дона и Кубани" Т.е. не просто казаки, а НАШИ казаки. Ну, а если наши, то почему бы и нет. Т.е. не просто возрождение казачества, а возрождение казачества в ином качестве.
А здоровая гордость (умеренная) своей малой Родиной, это нормально и свойственно всем. Поморы гордятся, что они поморы, чалдоны - что чалдоны. Отчего бы казакам возбранялось.
Кстати, а как правильно - казацкий, казачий, или казаческий?) Автор:
Дмитрий 2.08.07 00:15 Сообщить модератору
Ответ справочной службы русского языка
В русском языке есть оба слова: казачий и казацкий, возможно их равноправное использование.
На слово казаческий нигде справок не нашёл :( , а в официальных бумагах писали примерно так:4-й Гвардейский Кубанский Казачий Кавалерийский ордена Ленина, Краснознаменный, ордена Суворова, ордена Кутузова корпус(ордена по статуту перечисляются)
это просто ряженые. Помню начало 90-х, когда они появились в Сталинграде. Дикое изумленье вызывала их форма. И - главное - в руке у каждого нагайка. Она-то зачем? Клоунада. Воссоздали несколько казачьих частей (где в основном служили люди не казачьего роду-племени). Дискредитировали идею. Вот и все. Кстати, до того дошло, что в ряды ПОЧЕТНЫХ КАЗАКОВ приняли главного редактора тогдашней "Новой газеты" Ефима Шустермана... Вот такое было возрождение казачества. А сейчас в городе есть Донской казачий театр (в здании кинотеатра "Гвардеец"). Туда сам никто не ходит, насильно выбивают деньги со школьников и гонят целыми классами. Как же, распоряжение сверху...