Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Раунд второй этой темы.
О песнях которые Вы давно ищете но не могли найти, песни название которых Вы не знаете, редкие исполнения, неизвеснтые авторы итд.
В своих закромах нашёл песню позднего Покрасса (1972-й год создания) под названием "Энская застава" о советских пограничниках. Исполняет Иосиф Кобзон -- песня в лучших традициях классических советских массово-патриотических маршей!
Разговаривал недавно с одним 20-летним пареньком о разных фильмах. Он мне говорит -- смотрел, мол, "старый фильм" о том-то о сём-то. Ну, а я спрашиваю -- а что фильм 50-60-х гг. что ли? Он на меня глаза вытаращил и говорит -- 50-60-е гг. -- "это древность, а не старина!" А он фильм, выпущенный 5 лет назад называет старым! :))))
1. Бессмертный гарнизон (слова Якова Шведова) -- 40-е гг.
2. Всё, чем теперь сильны мы и богаты (слова Александра Жарова) - середина 30-х
3. Гимн Октябрю (слова Льва Ошанина) - 1957 г.
4. Молодецкая рота (слова Ивана Молчанова) - конец 40-х
5. Москва-красавица (слова Л.Кондырева) - 1947 г.
6. Моя страна (На свете есть страна такая...) (слова Е.Шатуновского) - середина 30-х
7. Наш солдат (начало 50-х)
8. Песня славы (слова Александра Жарова) - 1945 г.
9. Возле речки (слова Якова Белинского) - 1949 г.
Последняя песня у меня есть в исполнении Георгия Виноградова!
казаку
К сожалению, у меня нет редких записей. Выложил бы непременно, если бы только было что выкладывать.
Леониду
Спасибо за очень полезный список старых массовых песен - напоминающий хотя бы о самом факте их существования. По З.Компанейцу и Л.Бакалову вообще имеет смысл поискать получше - запоминающихся мелодий и у того и у другого было далеко не малое количество. Увы, всё это было либо на малотиражных и непрочных (пузырящихся от капель воды) "артельных" пластинках, либо только на радио, а иногда и вовсе лишь в нотных сборниках.
У меня есть такое чувство, что большинство этих песен это так называемые "песни для песенников". То есть, они никогда не были известны, не тиражировались, нигде не фигурировали, не пелись. Они были когда-то написаны композитором на какие-то слова для какой-то очень конкретной цели, заказа, или просто для "резюме". Они существовали когда-то в природе, но уже с первого момента своей жизни были редкостью. Такие можно найти только в песенниках, записи (в большинстве случаев одного единственного исполнения) найти не реально.
Я думаю, что в некоторыъ случаях это именно так или почти так, как Вы говорите, но многие из этих песен всё-таки звучали по радио, и звучали не так уж редко в своё время. Дело в том, что многие из них стали редкостью уже к 1970-м гг. Например, в книге Арнольда Сохора "Советская массовая песня" (1959 г.) обсуждаются достоинства и недостатки многих из песен, приведённых мною. Рассказывается о конкурсах, соревнованиях, народной реакции, приводятся даже кусочки текста. Так что не всё так уж музейно!
Уважаемый казак! Вы не совсем правы. Многие песни исчезли из оборота безо всяких видимых причин, они были ничем не хуже тех песен, которые "дожили до наших дней" и считаются некоей "общепризнанной" "ретро-музыкой". Закономерности здесь нет никакой. Подчёркиваю, абсолютно никакой! Ну вот, например:
http://bogoslovski.narod.ru/dinib.mp3
Это поистине гениальная песня. Бесследно исчезнувшая из обихода и никогда не слышанная абсолютным большинством людей даже так называемого "среднего" поколения. Хотя гораздо более слабая "Тёмная ночь" того же автора благополучно "поднята на щит", её "традиционно" считают чуть ли не шедевром.
Вы затронули интересную проблему. А как бы объяснили почему некоторые песни, достаточно среднего калибра, просто обрыдли уже, а очень качественные вещи прочно забыты? Например, просто не могу уже слышать "Сердце" Дунаевского! Песня неплохая, но насколько хуже и примитивней "Не забывай!" или "Лирической песни" из "Богатой невесты"! А вот крутят её и крутят, крутят и крутят! :))
Уважаемый Прохожий, то что Вы говорите однозначно правильно. Это и моя точка зрения. То что некоторые песни незаслуженно исчезают, а другие наоборот становятся "классикой" тоже не всегда заслуженно, это факт. Воистину неисповедимы дороги судьбы разных песен. Явной закономерности нет, хоть есть некоторые обстоятельства и процессы которые можно обобщить, в общем Вы правы. Мы об этом в свое время с Леонидом говорили.
Но Вы меня, наверное, неправильно поняли. Я не говорил что все песни которые не очень известны являются такими из за хорошей причины и по закономерности. Я не говорил что все известные или классические песни лучше неизвестных и потерянных (отчасти это точка зрения Леонида). Я не говорил что все песни которые были написаны в определенных обстоятельствах являются такими-то или такими-то. Я лишь обратил внимание на то что есть категория песен которую я назвал "песни для песенников". Тут речь не идет о забытых или не очень известных песнях. Это более узкая категория: речь идет о песнях написанных под заказ, песнях которые написаны для определенного события, песнях которые изначально не предназначались для тиражирования и массового прослушивания, песнях которые создавались лишь для того чтоб иметь место быть, иногда в тех же песенниках в которых они и увидели свет.
p.s Насчет "Темной ночи" Вы это с Леонидом обсудите, он за нее горой :).
Я ее тоже очень люблю, но поменьше чем некоторые другие военные песни.
Песня "День и ночь идут бои" это песня которую я скачал относительно недавно и остался очарован ей. Много раз уговаривал Леонида скачать ее. Такого же типа песня -"Звездочка" Соловьева-Седого. Слышали ее?
Полно песен, которые раньше (вплоть до середины 1980-х гг) можно было всё время слышать! Всё время! Потом, как будто по мановению волшебной палочки, они исчезли! И исчезли напрочь! Это произошло при мне, хотя я ещё ребёнком был!
Вот лично мои воспоминания. В младших классах каждое утро, собираясь в школу и завтракая, я краем уха слушал радиоприёмник -- что ни утро, то звучали пахмутовские "Улица мира" и "Новый день". Они мне в кровь вошли, можно сказать. Вдруг, года после 1986-го, они исчезли! Всё, с концами! Ещё пример -- песни "Мы за мир!", "Москва советская", "Идёт Москва трудовая" звучали на каждой демонстрации на Красной площади, гремели из репродукторов десятилетиями. Вдруг они исчезают вникуда! Когда я уже рыпнулся, то есть понял, что всё это станет редкостью, было уже в некоторых случаях поздно! До сих пор не понятно -- каким образом такие на тот момент доступные песни, на которые большинство просто не обращало внимания, стали редкостью такой, что их не удаётся откопать днём с огнём!
Ну дак это понятно. Это связано с политическими и социальными изменениями в стране. Почему песенный репертуар меняется в таких обстоятельствах понять еще можно. Но тут вопрос более сложный - почему судьбы песен настолько разны в одной и той же обстановке или положении. Другими словами - почему судьбы песен настолько непохожи даже без таких серьезных и явных внешних стимулов. Почему некоторые становятся известны, а некоторые нет? Почему некоторые становятся "народными" а другие забываются? Почему некоторые становятся символами, а другие наоборот никому не важны?
Моя версия такая -- многое зависит от связей и исполнителя! Мне кажется, что многие песни были забыты, так как разные композиторы имели разных масштабов, так сказать, связи с радио-телевизионным начальством. Одним словом, блат! И фактор исполнителя тоже важен -- ведь часто судьба песни зависит от того, может ли она найти для себя хорошего и "ангажированного" исполнителя. Многие песни, таким образом, "тащили" на себе исполнители с "хорошими связями" (Утёсов, Бернес, Шульженко, Зыкина, Кобзон, Магомаев). Такие легендарные певцы как Нечаев, Киричек, Бунчиков, даже Виноградов оказались отодвинутыми в сторону! Я ничего не имею против Бернеса, но вот подумайте -- почему практически вся страна знала его имя, но не знала Нечаева (то есть знала, но меньше, и культа Нечаева или культа Виноградова не было! или они не сравнимы с культом Бернеса)? Вот оно в чём дело! Владимир Бунчиков, классик советской песни, выведший в мир столько первоклассных песен получил звание народного артиста РСФСР только к какому-то лохматому юбилею! Ни Нечаева, ни Бунчикова, ни Киричека нет в Большом Советском Энциклопедическом Справочнике от 1980-го года! Нет! А Бернес и Утёсов есть! Вот и подумайте, почему некоторые песни остались в памяти, а другие, часто лучшие или равно хорошие, канули в бездну.
Насчет Бернеса и Утесова согласен насчет первого. Я его не очень почитаю. Кто он такой вообще? Никто. Ноль без палочки. А культ какой пошел, о-го-го...
Насчет Утесова это Вы загнули... Это противоположность Бернеса. Это человек который своими руками построил целые направления в советской музыке. Это человек который был единственным апологетом целых стилей и жанров. Это человек талант и душа которого дала поколениям советских людей столько, сколько не дал никто. Это человек который своими силами продвигал и поддерживал всех и вся. Включая даже таких как Дунаевский и Соловьев-Седой. Именно Утесову Соловьев-Седой обязан своей первой известной песней, и своим быстрым продвижением.