Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
С детства советская пропаганда мне внушила, что в скором времени наступит коммунизм, и все люди будут друг другу: Друг, Товарищ и Брат. Последнее слово меня, правда, настораживало. Причем тут "брат", когда одновременно признается понятие "Классовой борьбы"? Если есть Брат, то нет Классовой борьбы, а если есть Классовая борьба, то нет ни Брата, ни даже отца (см. миф. пример Павлика Морозова).
Вот в таких противоречиях прошло мое детство.
Но мне хотелось, чтобы наступило это светлое завтра, когда не надо будет вдевать замки в заушины дверей, когда люди перестанут заниматься накопительством и грести под себя.
Но время шло. Последние два обстоятельства очень ярко проявились в брежневскую эпоху. Для меня человеком светлого коммунистического завтра, готовым положить жизнь за други своя, стал А.Д. Сахаров.
Брежневский коммунизм с его очередями за золотом и взятками за автомобили, отвратительными комсоломонцами стал для меня отвратителен.
Он погребен под обломками истории, и значит, так думал не один я.
Ельцин его подмел.
Но мечта о Братстве человечества не исчезла. Я, конечно, стал еще в брежневские годы христианином, то есть человеком, который трезво смотрит на ближнего.
Но понятие "человек светлого коммунистического завтра" для меня осталось.
Уважаемые форумчане, кто-нибудь думал похоже? Очень интересует.
Тов. Казак.
Да сидеть с друзьями в подмосковном лесу можно очень лирично, молча, думая каждый о своем. Господи, сколько раз в год я их вижу? И чем помешает наше национальное кушанье - соленый огурец?
Вы что ж думаете, если за полдня на троих выпить литр перцовки, так это пьянка?
И пили-то мы порциями по 15 грамм.
А как просыпается русская природа - это же ни с чем не сравнимо - наверно, с канадской, но с Канадой меня ничего не связывает.
Может быть, видели картину Б. Неменского - "Дыхание весны" (или что-то наподобие): танк, под шинелями спят бойцы, и губастый пацан офигел от пробуждающейся весны.
Все же зависит от внутреннего наполнения личности.
Тов. Михаил. А мне когда задают вопрос "Как дела", я придумал следующее: "Лучше всех!".
И потом этот пример с Сахаровым, который вроде уже везде, где только можно расписался в своей нелюбви ко всему коммунистическому
И где же это? Он начал с того, что попросил кремлевских руководителей соблюдать их законы. В этом и состояла его деятельность.
А что, законы соблюдать это плохо, что ли?
Тов. Казак. Родина "начинается" это метафора. Она, строго говоря, не начинается и не кончается. Она дана. И мы можем питать к ней чувства той или иной глубины. И родина, по-моему, не может не персонифицироваться в группе людей или группе сосенок или березок, в бугре, крутояре, в тарахтении ДТ-75 на заре и т.д.
Я очень хорошо понимаю что сидеть и "думать о своем" могут и ваши друзья, но вот о чем они думают думая о своем? :)
Кстати Леонид сказал нечто очень правильное насчет братства и близости и их переферийного или центрального места в жизни общества. Не понимаю почему это неосуществимая мечта. Неужто мы дожили до времен когда люди уверены в том что не только общее братство и понимание совсем нереальны, но даже общество в котором вопрос всеобщего братства и понимания стоит на центральном месте - бред? Дожили...
И причем тут механизмы регулировки или армия... В лучшие дни Красной армии в ней служили люди помягче и послебее вас, находили в ней себе место - большинство поэтов, композиторов и певцов представленных на сайте были там и достигли благодаря ей великих вершин. А когда советская армия и стала панибратско дедовщинным сборищем ностальгирующих пьянчуг братающихся под хруст огурцов, то тогда таким как вы в ней может стало и не место.
Неужто мы дожили до времен когда люди уверены в том что не только общее братство и понимание совсем нереальны, но даже общество, в котором вопрос всеобщего братства и понимания стоит на центральном месте - бред? Дожили...
Ну как вам сказать. Всего за 12 лет до моего рождения были уничтожены последние сотни тысяч евреев в Освенциме; не буду приводить эпизоды советской жизни 1946 года и т.д.
Господа нужно благодарить уже за то, что в Европе не было войны уже 60 лет.
А уж о братстве между очень разными людьми мечтать ? Ну, мечтать-то можно. Христос еще 2 тысячи лет к этому призывал.
"Причем, на мой взгляд, лучшее описание человека коммунистической эпохи принадлежит самым ярым ее ненавистникам - братьям Стругацким"
==========================================
Не приходилось сталкиваться с антикоммунизмом-антисоветизмом у Стругацких. Не подскажете, в чем оно выражается?
Я совсем не понял ответа.
Я лично не хочу жить в обществе в котором у людей нет ничего общего, нет возможности чувствовать себя частью целого, нет высших целей, нет возможности апеллировать к высшим чувствам своих собратьев и ждать от них понимания. Я не хочу жить в обществе в котором я не могу ждать от другого человека ни малейшего сочувствия или понимания когда речь идет не о какой-то товарищеской пирушке, и не о поддержке или помощи при личных проблемах, а о вере в высшие идеалы которые должны быть общими для всех. Общество в котором у двух людей не знакомых друг с другом нет ничего общего - это звериное общество. Леонид прав - когда братству, вере, духовной близости, коллективному усилию оставлено место личного выбора, диковинки, отдушины и вида досуга, когда тому с чем люди должны рождатся, тому чему люди должны посвящать свою жизнь, тому чем они каждую минуту должны дышать и жить дается циничное, гадкое, пошлое определение "национальная идея", то говорить уже не о чем.
Тов. Казак. Я понимаю о чем вы говорите, но имею иной взгляд.
Есть такая молитва Исаака Сирина, которую я стараюсь чаще вспоминать:
"Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить,
пройти равнодушно мимо того, что я изменить не могу,
и отличить одно от другого.
Потом как христанину мне хватает забот, чтобы любить ближнего.
Это может выражаться у людей в чем хотите.
Французы, например, за время Второй Мировой войны спасли больше евреев, чем их выдали, а в районе Дрогобыча, например, местные жители свели оставшихся подчистую.
А ведь каждый из этих французов думал только о ближнем, попавшем в беду. И вряд ли о каком-то всемирном душевном братстве.
Вот это были люди светлого коммунистического завтра. Настоящие люди! Человеки!
А вот еще пример, тов. Казак.
60-е годы. Деревня. Бабы едут в кузове ГАЗ-51 и поют "Дан приказ: ему на запад" или "Ой, цветет калина". Но такого вот единения больше 20 человек я лично не видел - когда люди чувствуют себя не только братьями, но и частью пейзажа, родины.
Не считать же этим съезды КПСС, когда на последнем заседании Брежнев и Суслов шамкали "Интернационал".
Это было на войне, в экстремальных условиях, положим, в масштабе батальона. Но от экстремальных условий храни нас Господь.
Простите, эту молитву я уже где-то слышал, и она меня и тогда покоробила. Это молитва твари дрожащей. Это уже совсем другая и отдельная тема - попытка некоторых людей создать себе свой личный уютный хирургическо-чистый высший мирок как можно менее связанный с реальностью, подделать или вообще удалить общее место, отделаться от обязанности требовать от других признания и действия, и увильнуть от не совсем удобных вещей которые могут обязать их. Это не молитва коммуниста, и не молитва настоящего человека. Это никак не то о чем я говорил, а скорее еще одна противоположность ему.
Вы совсем, совсем не поняли что я имею в виду когда говорю о вещах высшего толка и о вещах которые должны быть общими.
Частью общности какого размера вы, тов. Казак, желаете быть? Размером с дивизию, армию? А если больше, то как вы почувствуете эту общность?
В 60-е годы я слушал по радио одно, выходил на улицу - видел ползущих на карачках мужиков.
И это наш советский рабочий с плаката! думал я. Никогда нам коммунизм не построить, думал я с горечью.
Вот эту горечь, это ощущение собственной беспомощности перед силами стихии (а пьянство - это стихия) я помню до сих пор очень отчетливо.
У вас редкий талант сводить разговор на совсем не связанные линии. Автор:
kazak 31.05.06 02:21 Сообщить модератору
"Частью общности какого размера вы, тов. Казак, желаете быть? Размером с дивизию, армию? А если больше, то как вы почувствуете эту общность?"
- Я этот вопрос не совсем понял. И знаете, даже не хочется до конца понимать.
Общество в котором у двух людей не знакомых друг с другом нет ничего общего - это звериное общество.
А где вы видали такие общества? Что у французов, например, общего? Достаточно много. Язык, любовь к родине (о, и еще какая!), относительная законопослушность, вечерние выпуски новостей, комплекс победителей 1 Мировой войны, комплекс побежденных в начале 2-й Мировой, задиристая и пустая американофобия, умеренный расизм, умеренная юдофобия, Зидано-любие, мечты и т.д. Ведь согласитесь, мечты французов не совсем такие, как у сомалийцев.
"Но такого вот единения больше 20 человек я лично не видел - когда люди чувствуют себя не только братьями, но и частью пейзажа, родины. "
"В 60-е годы я слушал по радио одно, выходил на улицу - видел ползущих на карачках мужиков.
И это наш советский рабочий с плаката! думал я. Никогда нам коммунизм не построить, думал я с горечью.
Вот эту горечь, это ощущение собственной беспомощности перед силами стихии (а пьянство - это стихия) я помню до сих пор очень отчетливо."
==============================================
Мы жили в разных странах.
http://sovmusic.ru/forum/read.php?from_search=yes&id=7094&anc_id=#id
"Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить,
пройти равнодушно мимо того, что я изменить не могу,
и отличить одно от другого."
-----------------------------------------
Если у двух людей различный уровень интеллекта (растёт не только с возрастом, но и с обстоятельствами: учёба, работа, личная активность, ...) то у них и разные сферы "могу/не могу" изменить.
Заметьте, мир преобразуют не возрастом, а интеллектом. (Не старики, а учёные и изобретатели.) Исаак Сирин не мог, он не упоминается в учебниках физики, химии, ... А Вы можете! Ваша сфера больше!!!
Не знаю, чьи именно это слова, кто сказал их до Исаака, но они мудры.
Это не молитва "твари дрожащей", а обращение к создателю каждого созидателя.
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить!
Дай мне кротости снести то, что изменить не могу!
Дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого!
Мне приходилось и в 60-х, и даже в 50-х ребенком видеть иногда людей на четвереньках. Но всегда были рядом, даже, когда временно отсутствовали, люди, стоящие на двух ногах. Почему же мне и в голову не могло прийти, что именно ползающие определяют нашу жизнь, а не шагающие и летящие? Должно быть, зомбировало меня советское радио, ставившее в пример именно летящих и шагающих.
Вы скажете, может ползающих вокруг меня было не так много, как вокруг вас? Этот информационный прием о всеобщем разрушительном пьянстве и на комсомольских стройках, и в колхозах, и на фронте, и ... везде, тиражировался антисоветчиками всех мастей от Новодворской до Явлинского тысячекратно, и наверное, будет ими тиражироваться, пока их не заткнут. Туда же припетали и "утрату" генофонда.
Им ничего не говорит логика, что война-то была выиграна, хозяйство построено и развивалось, общество жило и двигалось от худшего к лучшему.
Меня всегда интересовало, действительно ли антисоветчик убежден в том, что говорит, или "немного преувеличивает", оправдывая это демоническим образом "совка". Ответа на этот исключительно важный человековедческий вопрос современная информационная война не дает, поэтому остается предполагать худшее.
О коммунистичности советского народа могу сказать следующее. Мой опыт от дошкольника до практической работы показал мне совершенно определенно. Коллектив коммунистического типа любой численности, потребной для дела, удавалось организовать в СССР при наличии "задающих тон" с соответсвующими личностными качествами и пониманием задач. Если таковые лидеры находились, то никакие "паршивые овцы" ничего не могли замутить серьезного во вред общему делу.
Что касается коммунистических традиций самого коллектива, способных противостоять "безголовому" начальству и антиобщественным элементам, то с этим я сталкивался буквально на каждом шагу, то есть, это явление было типично и широко распространено. К сожалению, не настолько широко, чтобы удержать ситуацию в обществе в целом без добросовестных организационных усилий официальной системы власти.
Первое. О пьянстве и алкоголизме в СССР более-менее объективную картину может дать только надёжная статистика. Так что, все эти разговоры о том, кто сколько мужиков на четвереньках видел - не более чем обмен личными впечатлениями. И не более того.
Второе. Вопрос о том, ЧТО в первую очередь человеческая психика замечает, выделяет и запоминает - вопрос вовсе не простой, и я не знаю на него точного ответа. Почему плохое многие люди лучше запоминают, чем хорошее? Я думаю, что без серьёзных психологических исследований менталитет "советчика" и "антисоветчика" не объяснить как следует.