Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
О волшебной силе музыки, о сов. музыке, о великих музыкантах, о дилетантах, .............
Автор: А. Харитонов 17.04.05 11:27 Сообщить модератору
Как то, во время очередной остервенелой политдискуссии на нашем форуме, кто-то из завсегдатаев, устав бороться с моей безупречной логикой и зная, что я музыкант, посоветовал мне говорить лучше о музыке. Мол, там я буду более компетентен и интересен, да и вообще – сайт музыкальный, а серьёзного разговора о музыке на нём нет. В принципе я с этим советом был согласен, но чувствовал, что задача эта не из лёгких. Такой разговор может вестись на двух уровнях: профессиональном и любительско – беллетристическом. Говорить на более ни менее профессиональном уровне я могу, но боюсь, что мало кому этот язык будет понятен. Тут не обойтись без специальных знаний в области музыкальной формы, гармонии, истории. Такой разговор предполагает апелляцию к определённому уровню слуховой «эрудиции», яющейся основой эстетических оценок. А людям такого уровня уже не надо объяснять в чем муз. достоинства лучших советских песнен – они их и так прекрасно понимают и ценят. Говорить на беллетристическом уровне – так я не журналист и не писатель. Более того, когда я слушаю потуги литераторов говорить с простым народом о музыке, то меня, как и любого по-настоящему образованного музыканта, либо душит смех, либо тошнит. Так что, беседы о музыке не предвиделись, несмотря на возмущающиеменя стандартные комментарии типа «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», на оценки 3, данные песням извеснейшим и талантливым, на отсутствие информации об авторах этих известнейших песен. Всё это стало, к сожалению, привычным. Но в некоторых случаях, когда это происходит с произведениями бесспорно гениальными, душа не выдерживает. В первый раз душа не выдержала по прочтении подобного комментария с оценкой 3 в отношении «Марша нахимовцев» Соловьёва-Седого. Тогда я разразился недовольным ворчанием и , кстати, был многими поддержан. И вот снова «не могу молчать», обида и стыд рвутся наружу. Нахожу на сайте
«Марш юннатов». Комментарий конечно же - «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», оценка - 3, автор музыки отсутствует. Я чуть со стула не падаю. Что делать? Как объяснить непосвящённому к чему он прикоснулся? И тут вспоминается один из эпизодов связанных у меня с этой песней (их было немало, но не все тянут на рассказ) и я решаюсь поделиться им. Мне кажется, что эта житейская история объяснит непосвящённым больше, чем любой профессиональный комментарий. Надеюсь, что мой правдивый рассказик не вызовет аналогий с сусально-слюнявыми, приторными и всегда фальшивыми писательскими «музыкальными» опусами.
Вот ещё парочка песен-"близнецов" (это в дополнение к предыдущему моему сообщению)
http://bogoslovski.narod.ru/n_l.mp3
http://comp-base.narod.ru/song/02-03-03.mp3
О сходстве мелодий.
Песню болгарского композитора под названием "Бакинские огни" в исполнении И.Чмыховой можно прослушать вот в этом файле (к сожалению, нескачиваемом):
mms://video.rfn.ru/mayak/programs/02/11/30/6423/audio1.asf
По порядку песня находится где-то в конце файла, приблизительно предпоследняя.
А отдалённо ПОХОЖУЮ на неё песню А.Островского "Лунный камень" можно скачать вот здесь:
http://a-ostrovskyi.narod.ru/l_k.mp3
Не первый раз замечаю что когда речь заходит о вашем вкусе в музыке, то вы очень резки, грубы, нетерпимы, и никому не позволяете спокойно выразить свое мнение или оспорить ваше. Некрасиво.
"Для начала – непонятно кого Вы цитируете" - Понятно, это только вам не понятно. Это не цитата, а кавычки которые обозначают термины. Забыли что в 3 классе учили? А еще о грамотности орете...
"А если по существу, то разницы между этими терминами нет, так как любая хорошая мызыка, конечно же, и высокоэстетична" - Во первых, я сказал "имеющим высокое качество с музыкальной точки зрения" а не "хорошая музыка". Не перевирайте. Первое - относится к музыковедению, второе - неизвестно к чему ("хорошая" это по кому и по чему?). Я согласен что всякая "хорошая" музыка - красива, в том смысле что высшая цель музыки (ее "хорошесть) это красота. Но все дело в том что есть разница между "хорошая" и "высококачественная с точки зрения музыкологии". В этом смысле "хорошести", степень "хорошести" музыки определяет именно эстетика, а не музыкология. Не красиво так играть словами, Харитонов, надаясь на то что публика не заметит двусмысленность. "Неуважительно по отношению к публике", понимаете? Во вторых, ЕСТЬ разница ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ между терминами "имеющим высокое качество с музыкальной точки зрения" и "имеющим высокое качество с эстетической точки зрения" - это разные термины так как "музыка" и "эстетика" это разные термины. Если же допустим что в нашем случае они оба касаются той материи о которой мы говорим, то ладно, но термины остаются РАЗЛИЧНЫМИ. Так же как "Харитонов" и "мой оппонент в этом споре" это РАЗНЫЕ термины, хоть и оба говорят в этом контексте об одном и том же. Почитайте "Zinn und bedeutung" Фреге. А еще кричите о грамотности.
"Но если уж музыковедение, опираясь на свой научный аппарат и выработанные достаточно объективные критерии, признает какое-либо произведение «высококачественным», то оно, тем самым, естественно относит его и в разряд «высокоэстетичных»"
А это перл. Во-первых о какой научной обьективности может идти речь в музыкологии? Вы что? Все нормально? А во вторых, и еще раз - в том то и дело что даже если "наука" музыкологии и говорит о чем то что оно "высококачественно" то это НЕ значит автоматически что оно "красиво". Кроме того, вы опровергаете самого себя, ведь "красота" это не научный термин, а вы только что сказали что музыковедение это научная и обьективная область. Вопрос красоты это дело эстетики а НЕ музыкологии, хотя она и имеет дело с вопросами красоты в какой то степени.
"А вообще-то, мне кажется, что искусствоведение – это не совсем Ваша стихия" - Вообще то это моя стихия. Между прочим учил эстетику в университете. Написал пару работ о эстетике Канта, о понятии "китч".
"Ваши потуги говорить наукообразно выглядят, мягко говоря, довольно неуклюже. Говорю это не для того, чтобы Вас обидеть, а из желания помочь Вам выглядеть достойнее" - Во первых, это с вашей стороны смешно и "неуважительно по отношению к публике". Во вторых, мне действительно ОЧЕНЬ трудно выражаться и писать по-русски.
А ваши нападки, оскорбления моего стиля и та паника в которую вы впадаете когда лишь кто-то спокойно пытается вам обьяснить терминологический вопрос, всего лишь вскрывают тот факт что вы просто боитесь как бы кто-то не обьяснил форумчанам что все то что вы все время выдаете за "обьективные" и "научные" профессиональные навыки и знания - ничто иное как ваше личное мнение и личные предпочтения. Ладно, успокойтесь, и главное - не грубите.
Песня "Бакинские огни", о которой почти только что шла речь, имеется в разделе "Самодеятельность". Вот только не уверен я насчёт композитора. У меня значится, что композитор песни некто Стоянов, а Шварцман вроде бы автор текста.
Песня "Я иду по Москве" в исполнении Георгия Виноградова, безусловно добрая. Но по-моему, не оставляет того впечатления шедевра, о котором Вы говорите.
Мне кажется, что и у Г.Виноградова есть более сильные вещи, и у Арк.Островского - тоже.
Песня "Я иду по Москве" -- очень мягкая и лиричная. Но я согласен с Алексом55: она не шедевр. Мне кажется лучшими песнями о Москве являются -- "Ленинские горы" Милютина, "Москва майская" Покрассов, "Песня о Москве" Хренникова, "Здравствуй, Москва!" Лепина, "Здравствуй, столица!" Каца, "Я пою о Москве" Туликова. Эти произведения послушаешь и жить хочется! Я лично просто обожаю "Ленинские горы" -- хоть там кое-какие слова в конце можно было бы и переделать, на песня настолько искренне торжественна, настолько сильно пробирает до глубины души, что просто слов не найти. Слушаешь эту песню и такую гордость испытываешь за великую социалистическую державу! И ведь каждый человек, независимо от того, где жил или кем работал, мог чувствовать свою связь с этой надеждой мира! "И над Кремлём рассвета синева........" Кстати, у меня на аудио кассете есть запись этой песни в чудесном исполении Геннадии Каменного -- хоть и чуть и осовремененное, но музыкальная оркестровка побогаче.
Я только сейчас наткнулся на вот эту ветку, и смотрю, что здесь был какой-то жуткий спор по поводу "Марша нахимовцев". Это прекрасный марш, одно из наилучших произведений своего жанра. Жалко, что нет хорошего исполнения, которое бы соответствовало качеству мелодии. Детский хор поёт как-то полушуткой. Такое впечатление, что позднесоветское руководство уже само боялось напоминать своему народу о его революционных традициях. Как я уже писал раньше, таким же великолепным произведением является песня Мовсесяна и Рождественского "Мы - армия народа". Есть ли она где-нибудь на интернете? Спасибо ещё раз.
Ещё забыли упомянуть отличную песню Сигизмунда Каца "По московскому времени" (есть на этом сайте). Ничуть она не хуже, чем, например "Зори московские" того же А.Островского. Жаль, что в фонограмме отсутствует небольшое оркестровое вступление, которое у этой песни было. Ещё существовала довольно неплохая песня композитора Титова под названием "Москва советская". А вот песня А.Петрова из к/ф "Я шагаю по Москве", как мне кажется, немного до уровня этих песен не дотягивает. Хотя, помнится, на радио существовала запись её и в несколько более "традиционном", немного даже "маршевом", исполнении, не похожем на то, которое звучало в кинофильме. Двое солистов (может быть Полосин и Кузнецов?) плюс хор советской песни. Вот это исполнение было действительно удачным, песня воспринималась почти в том же ключе, как и классические советские песни о Москве (о которых шла речь в сообщении Леонида).
Дорогой Прохожий, Вы знаете, а вот мне лично "Зори московские" Островского не нравится. Сам не знаю почему! Что-то топорное в мелодии, наверное. Мне кажется, что песня Мурадели "Гимн Москве", например, намного лучше. Или песня Каца "Большая Москва".
Мне поначалу нравился только припев (что-то в нём есть, всё таки, от Дунаевского) - и это заставило внимательнее прислушаться к остальной части мелодии. Пожалуй, что есть в ней что-то вот именно ТОПОРНОЕ - иначе и не скажешь! Но всё это более или менее уравновешивается припевом (без которого и песня бы фактически не состоялась! ). Насчёт песен Мурадели и Каца согласен полностью. Ещё добавил бы сюда песню А.Новикова "Хороша ты Москва".
http://retro.samara.ws/music/phono/moscow/lisitsian_-_horosha_ty_moskva.mp3
а также вот эту песню А.Лепина (из к/ф "Здравствуй, Москва" )
http://retro.samara.ws/music/phono/moscow/bunchikov_-_pesnja-marsh.mp3
А ведь и в самом деле, "Марш нахимовцев" вовсе не обязательно должен быть ТОЛЬКО в исполнении детского хора. Пел же например Нечаев "Весёлое звено"
http://retro.leivo.ru/music/pevets/nechaev/nechaev-veseloe_zveno.mp3
Г.Виноградов "Мы едем, едем, едем"
http://remdate.narod.ru/starokad/mee.mp3
а Л.Полосин с Б.Кузнецовым "Песню юных мечтателей"
http://lp-bk.narod.ru/p_m.mp3
"Марш нахимовцев" в исполнении тех же (молодых тогда) Полосина и Кузнецова воспринимался бы ничуть не менее адекватно.
Дорогой Прохожий! А не знаете ли Вы где можно найти песню советского украинского композитора Майбороды "Киевский вальс". Я уже обсуждал эту песню в другой ветке. У меня о ней почему-то какие-то чарующие воспоминания. Вы помните её (эо 1950-е годы)?
Хорошо помню эту песню. Вот она:
http://ukrsong.narod.ru/mp3s/rizne/Kyyivskyy_vals_M.Shevchenko-M.Fokin.mp3
Имеются ссылки ещё по крайней мере на две другие песни П.Майбороды
http://ukrpisni.narod.ru/Pisnya_pro_vchytelku_V.Bokach.mp3
http://ukrsong.narod.ru/mp3s/rizne/Pisnya_pro_rushnyk_O.Taranets.mp3
Вот ещё несколько песен других украинских композиторов (50-60-е гг).
А.Сабадаш
http://ukrsong.narod.ru/mp3s/rizne/Marichka_O.Raiberg.mp3
А.Билаш
http://ukrpisni.narod.ru/Yaseny_D.Hnatyuk.mp3
http://ukrpisni.narod.ru/Yihav_ya_po_graviyu_A.Mokrenko.mp3
http://ukrpisni.narod.ru/Pisnya_Romana_O.Taranets.mp3
К большому сожалению, "на слуху" у современной публики остаются лишь имена ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. Вопрос же о том, КТО СОЧИНИЛ ЭТУ МУЗЫКУ, зачастую даже не ставится! В результате чего в так называемых "поисковых системах" (т.е. разного рода рамблерах-яндексах) приходится набирать фамилии именно певцов, но никак не композиторов. Ибо "не знают" все эти "яндексы" про композиторов ровным счётом ничего.
Дорогой Похожий! Обращаюсь к Вам опять за помощью как к знатоку. В фильме "Военная тайна" (1958 год) по А. Гайдару звучит песня-марш Михаила Раухвергера с такой строчкой ".. и в сердце своём мы клятву даём, что будем такими как Ленин!" Очень сильная, впечатляющая песня. Исполнялась ли она когда-нибудь вне этого фильма? И известно ли что либо о композиторе Раухвергере?
По-моему, наиболее известен этот композитор как автор детских песен. Была у него, например, песня с такими вот словами: "Мы - весёлые ребята. Мы, ребята - октябрята. Будем крепко мы дружить. И стране родной служить". Что-то там было ещё по поводу "победы Октября", которая, естественно, рифмовалась со словосочетанием "не зря". Песня бодрая, маршеобразная, чем-то даже чуть ли не на Дунаевского похожа. Или скорее уж на Компанейца - в таких его вещах как "На зарядку".
Удалось разузнать, что в 1930-х годах Михаила Раухвергера советское правительство отправило в Среднюю Азию (в Киргизию и Таджикистан) помогать этим республикам в создании современного музыкального искусства.
Также, по памяти восстанавливаю слова к Пионерскому маршу из "Военной тайны" -- я считаю, что эта песня класса Марша нахимовцев.
"Дорога, дорога, вперёд нас веди!
В пути мы увидим немало --
Отрядное знамя плывёт впереди.
И песню поёт запевала...."
А привев никак не вспомню. В конце там была фраза -- "И в сердце своём мы клятву даём, что будем такими как Ленин!"
По-моему, Раухвергер написал ещё очень звонкую и бодрую песенку о пионерском флажке из фильма "Королевство кривых зеркал". Помните? "Когда отряд идёт в поход, не отставай, дружок!.."
Не совсем к месту, но вспомнилась ещё одна замечательная, прекрасная, но очень редко исполняемая песня Анатолия Лепина "Московское небо" из к.ф. "Чук и Гек". Привожу припев по памяти
"И где бы ты ни был
Всегда над тобой
Московское небо с кремлёвской звездой.
Поедешь на север, поедешь на юг --
Везде тебя встретит товарищ и друг.
Моя Москва, ты ведь всем близка!
Будь смелым и честным в работе своей
И всюду ты встретишь друзей!"
Эта песня -- маленький шедевр! Я, кстати, считаю, что из всех композиторов, которые могли заменить Дунаевского по стилю, Лепин был первым. Мне кажется, очень недооценённый талант.
Песню о флажке из к/ф "Королевство кривых зеркал" написал композитор А.Филиппенко. Вот она:
http://kinopesni.narod.ru/mp3/flazhok.mp3
С республиками Средней Азии связаны творческие биографии и других известных композиторов. Например, А.Зацепина. В 50-е годы композитор жил и работал в Казахстане, где написал немало песен. Наиболее известная его песня того периода - "Надо мной небо синее" (из к/ф "Наш милый доктор" ), но она была далеко и отнюдь не первой! К сожалению, мелодии "раннего" А.Зацепина найти вряд ли возможно. Песни эти ничего особенного собой не представляют, но интересны именно своей некоторой "архаичностью" и непохожестью на более поздние (уже широко известные) вещи композитора. Даже "Песня о Душанбе" (которая была на слова не то Долматовского, не то Матусовского), прозвучавшая в каком-то документальном кинофильме, исчезла бесследно.
Насчёт Лепина. Начинал-то он хорошо... А потом вдруг перешёл на какие-то худосочные, выморочные, словно бы НАРОЧИТО "разбавленные" мелодии, приспособленные разве что для безголосых "певиц" типа И.Бржевской, у которых "диапазон воспроизводимых частот" ограничивался одной-полутора октавами. Это какая-то всеобщая болезнь в своё время охватила композиторов, словно они теперь соревновались, кто ХУЖЕ напишет.
Спасибо за коррекцию! Дорогой Прохожий, Вы просто разгадываете загадки, которые я с детства носил в голове -- даже жалко, что интрижка пропадает :-))
По Лепину. А я даже и не знаю этих плохих песен. Знаю, что поздний Лепин написал очень хорошую лирическую песню из "Деревенского детектива". Помните: "...и гаснет, гаснет день под позывные радиостанции Маяк.."? Из поздних песен помню также танговую "Возьму гитару" и трагичную "Сокол, я -- Незабудка". Из лепинских песен сталинского периода помню его замечательную песню из фильма "Огни на реке" и др.