Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
О волшебной силе музыки, о сов. музыке, о великих музыкантах, о дилетантах, .............
Автор: А. Харитонов 17.04.05 11:27 Сообщить модератору
Как то, во время очередной остервенелой политдискуссии на нашем форуме, кто-то из завсегдатаев, устав бороться с моей безупречной логикой и зная, что я музыкант, посоветовал мне говорить лучше о музыке. Мол, там я буду более компетентен и интересен, да и вообще – сайт музыкальный, а серьёзного разговора о музыке на нём нет. В принципе я с этим советом был согласен, но чувствовал, что задача эта не из лёгких. Такой разговор может вестись на двух уровнях: профессиональном и любительско – беллетристическом. Говорить на более ни менее профессиональном уровне я могу, но боюсь, что мало кому этот язык будет понятен. Тут не обойтись без специальных знаний в области музыкальной формы, гармонии, истории. Такой разговор предполагает апелляцию к определённому уровню слуховой «эрудиции», яющейся основой эстетических оценок. А людям такого уровня уже не надо объяснять в чем муз. достоинства лучших советских песнен – они их и так прекрасно понимают и ценят. Говорить на беллетристическом уровне – так я не журналист и не писатель. Более того, когда я слушаю потуги литераторов говорить с простым народом о музыке, то меня, как и любого по-настоящему образованного музыканта, либо душит смех, либо тошнит. Так что, беседы о музыке не предвиделись, несмотря на возмущающиеменя стандартные комментарии типа «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», на оценки 3, данные песням извеснейшим и талантливым, на отсутствие информации об авторах этих известнейших песен. Всё это стало, к сожалению, привычным. Но в некоторых случаях, когда это происходит с произведениями бесспорно гениальными, душа не выдерживает. В первый раз душа не выдержала по прочтении подобного комментария с оценкой 3 в отношении «Марша нахимовцев» Соловьёва-Седого. Тогда я разразился недовольным ворчанием и , кстати, был многими поддержан. И вот снова «не могу молчать», обида и стыд рвутся наружу. Нахожу на сайте
«Марш юннатов». Комментарий конечно же - «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», оценка - 3, автор музыки отсутствует. Я чуть со стула не падаю. Что делать? Как объяснить непосвящённому к чему он прикоснулся? И тут вспоминается один из эпизодов связанных у меня с этой песней (их было немало, но не все тянут на рассказ) и я решаюсь поделиться им. Мне кажется, что эта житейская история объяснит непосвящённым больше, чем любой профессиональный комментарий. Надеюсь, что мой правдивый рассказик не вызовет аналогий с сусально-слюнявыми, приторными и всегда фальшивыми писательскими «музыкальными» опусами.
А.Лепин написал музыку только к ПЕРВОЙ серии "Деревенского детектива". Песня называлась "Не приду, не приду на свидание". А к остальным сериям музыку написал В.Шаинский - в том числе и песню, которую Вы цитируете: "...и гаснет, гаснет день под позывные радиостанции Маяк..". Там же звучит и ещё одна известная песня В.Шаинского "Травы, травы". Песня А.Лепина "Возьми гитару" написана в конце 50-х гг, песня "Сокол-Незабудка" немного позднее. Обе исполняла К.Шульженко. Песня со словами "Наши чувства крепки, как молодые дубки" напоминает Дунаевского, "Если б гармошка умела" напоминает типичные вещи Мокроусова-Фрадкина-Богословского - но всё это, увы, из ранних работ композитора. Нездоровая "облегчённость" мелодий (а если сформулировать точнее НАРОЧИТО НЕДОСТАТОЧНАЯ ШИРОТА МЕЛОДИЧЕСКИХ ХОДОВ) появилась уже вот здесь:
http://download.sovmusic.ru/m/streets.mp3
Какое-то писклявое сюсюканье вместо широкой и мощной мелодии (которую ожидает слушатель). Дунаевский ТАК бы не сочинил! А потом такие песни прямо валом повалили, одна другой хуже (я имею в виду не только А.Лепина, но и многих его коллег по композиторскому цеху).
Конечно, мнение субъективное - мой довольно-таки "медвежий" слух хорошо воспринимает песни, в основном, вот такие (это тоже А.Лепин):
http://download.sovmusic.ru/m/coms30s.mp3
Ещё была у А.Лепина хорошая (это на МОЙ взгляд) "Песня о рабочем классе" (так она и называлась). Слова припева такие: "В работе мы сил не жалеем. Мы встали под знамя труда. И сталь, и железо ржавеют. Рабочая честь никогда". Мелодия по стилю напоминает Новикова и Покрасса вместе взятых, песня в темпе марша, мелодические ходы кое-где чуть ли не октавы и квинты, громоподобный аккомпанемент. Вот это уже гораздо лучше на слух воспринимается. Хорошая и песня военных лет (тоже А.Лепина) под названием "Калуга-Кострома": "...а ну-ка дай жизни, Калуга, шагай веселей, Кострома!". Только не в исполнении Козина, а Нечаева с Бунчиковым.
А какое у Вас, дорогой Прохожий, мнение о творчестве композитора Александра Васильевича Александрова? Мне кажется, что у него три высоколассных мелодии --"Гимн СССР", "Песня о Советской Армии" и "Да здравствует наша держава!" В остальном, повтор и солдафонство.
У А.В.Александрова немало и других песен. Например, "Кантата о Сталине" (есть на этом сайте), "Неспокойно родное море", "Шепчу Шевченковские строки" и др. Песню "Да здравствует наша держава" написал не он, а сын его, Б.А.Александров, наиболее известный как автор знаменитой оперетты "Свадьба в Малиновке". Музыка и того, и другого Александрова мне в целом нравится. Самоповторы, безусловно, иногда встречаются. Есть и довольно безликие, скучноватые мелодии (оратория "Солдат Октября защищает мир" того же Б.Александрова). Но всё это искупается наличием песен безусловно удачных. Жаль, что найти это в Интернете далеко не просто.
Прочитал я своё предыдущее сообщение об А.Лепине, и вижу, что насчёт песни из к/ф "Девушка без адреса" высказался довольно резко. Там, где начинается припев "...Вот она какая, большая пребольшая...", мелодия вроде бы ещё ничего. Вот эти-то ДВЕ строчки вполне мог бы достойно пропеть даже, например, И.Шмелёв или П.Киричек. Но как же разочаровывающе продолжается эта мелодия дальше! Словно к голове слона за неимением лучшего приделали куриные ножки. Честное слово, полвека назад я какое-то МГНОВЕНИЕ даже словно бы ЗНАЛ, ощущал, чувствовал, КАК можно было бы "исправить" эту кривую, недоделанную, неудавшуюся композитору мелодию! Лучше бы не торопился он с этой мелодической темой, дал бы "вылежаться в столе" - и, глядишь, придумал бы всё остальное как надо. Увы... Та же часть песни, которая предшествует припеву, и вовсе неудачна. Певица игриво ВЫПЕВАЕТ совершенно никчёмные, нелогичные, надуманные и несообразные мелодические ходы. По сравнению с этим даже "Зори московские" - просто шедевр. Приведу пример ещё более слабой песни о Москве (на сей раз уже не А.Лепина, а Е.Птичкина), появившейся в 60-е гг. Вот она:
http://download.sovmusic.ru/m/sadkolco.mp3
Мелодия какая-то мелочно-примитивная (просто не подберу другого выражения). Подвыпивший человек скорее уж будет петь "Марш коммунистических бригад" (или какие-нибудь "Кирпичики" ), но никак не это.
А вот ещё два "выдающихся" музыкальных опуса.
Е.Птичкин:
http://download.sovmusic.ru/m/srabochi.mp3
О.Фельцман:
http://feltzman.narod.ru/mdt.mp3
На мой взгляд, это - НЕ песни.
Прощаю Вам критику песни Лепина "Уицы Москвы" только потому, что Вы не забываете напоминать о своих "медвежьих ушах". А вообще, я очень приятно удивлён той информированностью, которую Вы и Леонид демонстрируете.
У меня на аудио кассете сохранилась записанная мною с радио где-то в 1996-98 годах (Радио Ретро тогда ещё что-то стоящее время от времени передавало) "Песня о Сибири" ("Сибирь земля...") из фильма Пырьева "Сказание о земле сибирской" (1948г.) Песня на редкость мощная, со словами Долматовского (по стилю схожи с его текстом к песне Фрадкина "О Днепре"). А вот композитора не знаю -- в моих записях стоит Марк Фрадкин с ?). Так ли это?
А. Харитонову -- Вы знаете, советским музыкальным искусством стал интересоваться с подросткового возраста, в конце 1980х годов. Записывал песни с радио, покупал пластинки, разыскивал информацию по композиторам и исполнителям. Но заразил меня Дунаевский. Никогда не забуду -- на улице середина мая, всё расцветает, солнце вовсю светит, а по телевизору идёт ретроспектива фильмов Александрова и показывают Светлый путь. Помните полёт Танечки на машине над страной с панорамой строящихся заводов, гигантских проектов. И гениальное соло на фортепьяно, уже в сцене после выставки -- помните, там ещё знамя развевается на ветру! Это в меня вошло и, как видете, до сих пор не вышло! :-))
Не знаете ли, кто авторы следующих песен (воспроизвожу текст) -- песни у меня есть, а композиторов не знаю. А между тем, все эти песни первоклассные!
1. "Кадриль" --"..и вот пришла суббота, и снова нам охота кадриль потанцевать.."
2. Песню поёт Владимир Нечаев с хором ВР -- песня выдающаяся и оригинальная -- просто пышет бодростью (по мелодии напоминает некий гибрид "Нас не трогай!" Милютина, "Самоваров-самопалов" Новикова и "Марша юннатов" Дунаевского).
"Как на зорьке застучали молотки.
Всюду звонко перестуки раздались.
Встали с песнями балтийцы-моряки
За работу, за горячую взялись.
Припев:
Что погода-непогода?
Поднажали, да налегли!
Для весеннего похода мы готовим корабли!
Веселей, живей, ребята, шевелись!
Нынче каждая минута дорога!
Чтобы руки на работе разожглись,
Будто бьют они заклятого врага!
Припев.
Всё осмотрим, зорким глазом проследим,
Чтоб работали машины корабля,
Чтобы шёл он под огнём неуязвим,
Весь проверенный от мачты до киля!
Припев.
Как на зорьке застучали молотки.
Всюду звонко перестуки раздались.
Встали с песнями балтийцы-моряки.
За работу, за горячую взялись.
3. Песня исполняется дуетом (по-видимому, Беседин и Селиванов). По стилю -- конец 1950х и схожа с "На то нам юность дана!" Островского, "Если хочешь ты найти друзей" Каца, но есть и много общего с хренниковской "Песенкой друзей". Привожу текст:
Мы проложим путь себе бродом, чащами.
Не пугают ураганы нас гудящие!
Знай, в беде, наверняка, друга выручит рука,
Потому что рядом люди настоящие! (2 раза)
Пусть подруги не глядят вслед невесело.
Беспокойней на земле нет профессии.
Время снова нам велит взять с собой в дорогу их
И последние напутствия профессора! (2 раза)
Не грози ты нам, тайга, снегом, ливнями!
Ведь на карту всё равно лягут линии!
Оглядимся, и тогда здесь поставим города --
По плечу нам эти подвиги былинные! (2 раза)
Будут вешние сады тут заложены.
Будут выси белых гор их подножьями.
Будет всё когда-нибудь!
Для того-то в новый путь
И отправились романтики таёжные! (2 раза)
4. Песня исполняется Георгием Абрамовым вместе с оркестром и хором ВР. Стиль -- конец 1940х. Очень бодрая и жизнеутверждающая, схожа с "Ефрейтором в отпуске" Каца и "Ехал парень на телеге" Соловьёва-Седого. Привожу слова:
В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь-Васильевич приходит чуть заря.
И весело командует: "За дело, токаря!"
Припев:
За горы, за уральские молва о нём идёт,
А он себе работает и бровью не ведёт!
Во всём Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь-Васильевич, примите наш привет!
С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь-Василича не может обогнать!
Припев.
В минуту получается готовая деталь.
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат!
Припев:
За горы, за уральские молва о нём идёт,
А он себе работает и бровью не ведёт!
Василию Василичу всего 13 лет!
Привет, Василь-Васильевич, примите наш привет!
Продолжу присылать тексты. Уважаемый Прохожий, сообщите, пожалуйста, информацию по этим песням, если у Вас таковая имеется.
По четвёртой песне скажу сразу: Н.Богословский "Василь Васильевич" - песня военных лет. Не так давно даже прозвучала она где-то по радио - только в исполнении детского хора. По второй - могу предположить, что песня композитора Б.Терентьева (с такой же долей вероятности может быть и Ю.Милютин, и Ю.Слонов). Слышать-то я её, несомненно, слышал, но "узнаваемыми" оказались почему-то слова, а не мелодия. Третью совершенно не помню, возможно что это даже не конец 50-х гг, а уже 60-е годы, одна из типовых, похожих друг на друга, псевдозадорных "комсомольско-молодёжных" песен. По поводу первой песни вообще ничего определённого сказать не могу. Неважный из меня получается эксперт! Дело в том, что я больше обращал внимание не на тексты песен, а на мелодию. Мелодия запоминалась САМА ПО СЕБЕ, т.е. без слов (даже если таковые и наличествовали). И для мысленного воспроизведения понравившейся песни её текст мне вообще никогда не требовался - я "слышал" просто мелодию (как правило, фрагмент, соответствующий оркестровому "отыгрышу" ).
Эх! Ведь опознал же я таки первую песню. Это уже 70-е годы. Даже и мотив вспомнился! Песня - не шедевр, но вполне приемлемая и для "медвежьего" слуха. А вот кто же написал-то? По-моему, был какой-то композитор Темнов, две или три песни были у него в таком же вот духе. Л.Лядова в тот период тоже что-то такое сочинила, у неё была песня под названием "Шумит, поёт по всей России". Ещё композитор В.Купревич написал в те же времена песню "Пряники русские" - но вот она-то мне уже никаким боком не понравилась, это уже "псевдо", это так называемый "кич" - т.е. неуклюжая, топорно состряпанная подделка (в данном случае под "народную" песню).
Музыку к этому фильму написал композитор Николай Крюков. Вот не помню точно, но кажется даже не один, а в соавторстве с Юрием Бирюковым (этот композитор наиболее известен двумя песнями: "Тишина за Рогожской заставою" и "Рабочее утро" ("...Здравствуй утро рабочее, С добрым утром, любимая, Привет вам долины и рощи, Земля необозримая..." ).
А.Харитонову и Леониду. Песня А.Лепина "Улицы Москвы" хотя и не довольно хороша, но всё-таки немного получше, чем все эти "Весёлые пряники" В.Темнова, В.Купревича и Л.Лядовой.
Спасибо! Я перепроверил свои "архивы", и обнаружил, что у меня есть ещё одна довольно неплохая песня Виктора Темнова, который являлся создателем и руководителем хореографического и песенного коллектива "Гжель". Песня так и называется "Гжель" -- да, конечно, близко к китчу в стиле "а ля рюс", но мелодия оригинальная и какая-то загадочно-экзотичная. В исполнение этого же коллектива у меня есть песня Михаила Ножкина "О России" из киносказки "Золотые рога". Ещё вспомнилась действительно мощная и лиричная (в типичном ножкинском стиле) "Песня о родной земле" Владимира Шаинского из фильма "Финист - Ясный Сокол". У меня есть пластинка, где песню исполняет КАППСА с солистом.
5. В моих записях эта маршевая песня значится под названием "Марш солидарности" и автором написан Дмитрий Покрасс с ? Но не уверен. Это явно "послевоенный" Покрасс. Песня очень редкая -- записал с радио Ретро в 1995 году, ни разу больше не слышал. Стиль очень помпезной, военно-маршевой песни позднесталинского периода. Напоминает помесь "Марша коммунистических бригад" Новикова и "Песни борцов за мир" Мурадели. Привожу слова:
Горы, горы, джунгли и просторы твои...
Мы великое братство в нашем сердце храним.
Кто на нашу свободу посягнёт, посягнёт,
Место только в могиле в этой битве найдёт!
Припев:
Революция -- с нами!
Мы в строю и каждый из нас -- боец!
Вьётся, вьётся красное знамя
Солидарности наших сердец!
Мы свободу народам, всем народам несём!
Всех в ряды боевые под знамёна зовём!
Мы -- одна на планете трудовая семья!
И по чести и долгу, мы -- навеки друзья!
Припев.
И повсюду, повсюду слышны наши шаги!
Пусть трепещют злодеи, пусть трепещют враги!
Мы живём-процветаем!
Дело наших отцов -- солидарность народов, солидарность борцов!
Припев.
6. Песню поёт Юрий Мазурок. По стилю схожа с пахмутовскими "Героями спорта" и "И вновь продолжается бой!" Т.е., песне пресущи какая-то немного искусственная энергия и даже бешенность. По-видимому, 1970е годы. Слова:
Не остались во мгле!
Не зачахли в пыли!
Мы идём по земле
Продолженьем земли.
Наши руки нежны, наши руки черствы,
Наши очи черны и полны синевы!
Припев:
Мы идём по стране, улыбаясь векам,
Улыбаясь весне, голубым родникам!
Мы проносим свою радость вечной весны
Светлой радугою на просторах страны!
От полей и лесов
Чист и ветер в лицо!
Провожая отцов, продолжаем отцов!
Если трудно стране, мы ведём себя так,
Как отцы на войне в громе дымных атак!
7. Песня лирическая, исполняется Людмилой Сенчиной с её прекрасным серебристым голосом. 1970-е годы. Песня мне очень нравится -- она очень светлая, невинная и добрая с прекрасной мелодикой, на мой взгляд. По стилю больше всего напоминает Павла Аедоницкого, кого я считаю в целом хорошим и интересным композитором. Слова следующие:
А годы уходят...
Но снова и снова
Нам вспомнится каждая встреча с людьми.
От первого шага до самого первого слова,
От первого слова до первой любви...(2 раза)
Меня провожают лесные опушки.
Меня приглашают огни площадей.
Летят самолёты, считают нам годы кукушки.
И всё это вместе -- планета людей!
Опять по тропинкам, следы заметая,
Шуметь листопадам и таять снегам, разливаясь весной...
Я выйду из дома и кто-то окажется рядом.
Спасибо вам, люди, за дружбу со мной!
8. Песню поёт Геннадий Каменный. Но песня, явно, 1930-40х годов. И по мелодийному стилю, и по словам песня просто очень схожа с блантеровскими "Грустить не надо", "Листьями осенними", "Спокойной ночи" и "Утром и вечером". Возможно, это тоже Блантер. Слова:
Дороги наши вновь разошлись,
Но расстаёмся не навсегда.
Я повторяю: "Скорей вернись!"
Ты мне ответь только "да!"
Ты точно в небе, в небе звезда.
Ты точно песня -- со мной всегда!
Друг мой, прощай, не забывай!
Припев:
Не грусти.
Поверь, никогда не забудутся те счастливые дни.
И мечты наши, милая, сбудутся, станут явью.
Поверь, они, да, мечты наши, милая, сбудутся.
Вновь сойдутся пути.
Не грусти! (2 раза)
9. Песню исполняет, по-моему, Роза Рымбаева (помните её, наверное). 1970е годы. Мелодия очень лиричная и светлая, очень ёмкая. В какой-то степени типичная по стилю. Похожа на лучшие лирические песни, которая исполняла Сенчина. Тогда ещё умели писать о настоящей любви. Вот слова:
Ты говорил: "Разлуки нет."
Шумел ночной вокзал...
Ты говорил....
Но голос лет иначе всё сказал.
А мне всё снится тот рассвет, где нам с тобой разлуки нет,
Где нам с тобой разлуки нет!
Припев:
Не забывай весенний свет, хоть он не вспыхнет вновь!
Не забывай невозвратимый май!
Проходят дни... Пройдёт и жизнь... Останется любовь!
Тот свет души ты никогда не забывай! (2 раза)
Ты говорил: "Люблю тебя на вечные года!"
Ты говорил... Но так давно! А, может, никогда!
Лечу сквозь годы в те края, где я навек ещё твоя,
Где я навек ещё твоя.
Припев.
10. Называется "Песня иволги". Исполняет Ефрем Флакс. Впечатления и от музыки, и от текста странные. Даже сравнить как-то несчем. Но что-то есть от гражданско-патриотических песен 1960х годов ("Хотят ли русские войны?" Колмановского, например), хотя, скорее всего, песня старше. Может быть, это Блантер, так как песня схожа с его "Дубравой" и "Лучше нету того цвету". Слова следуют:
В этой роще берёзовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый, немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей...
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Но ведь в жизни солдаты мы.
И уже ль на пределах ума
Содрагаются атомы, белым вихрем взметая дома?
Как безумные мельницы, машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
За великами реками встанет солнце.
И в утренней мгле с опалёнными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешенным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемёт.
И тогда в моём сердце разорванном
Голос твой запоёт! (2 раза)
11. Песню исполняет Юрий Гуляев. Гражданско-патриотический пафос, характерный для Гуляева 1970х годов. По музыке песня немного напоминает Туликова. Слова:
Мне дарила Россия просторы полей,
Величавость лесов и озёрную синь.
Я её до кровинки считаю своей,
А иначе какой бы я был бы ей сын?
И суровой, и доброй Россия была.
Сколько нас у неё? А Россия одна!
Но на всех ей хватило большого тепла,
А иначе откуда бы с сердцем она?
Ничего я, Россия, тебе не скажу.
Будет время ещё для торжественных слов.
И любовь я делами тебе докажу,
А иначе какая же это любовь?
12. Песню "Как же мне забыть?" исполняет Аркадий Погодин. 1930-е годы. Опять-таки очень похожа на "В парке Чаир" Листова, "Грустить не надо" Блантера, "До свидания, москвичи" Дунаевского. Но мелодия очень хорошая -- звучит прекрасно и без довольно банальных слов:
Как же мне забыть тот южный вечер пряный?
Как же мне забыть твой образ столь желаный?
Как же мне забыть, когда тобой вся жизнь полна?
Тобой одной!
Как же мне очей твоих сиянье?
Как же мне забыть твоё очарованье?
Как же мне забыть, когда тобой вся жизнь полна?
Тобой одной!
Ты мне пишешь, что скучаешь, что гнетёт тебя тоска...
Верно, ты совсем не знаешь, до чего ты мне близка!
13. Песня "О Волге" в исполнении Валентины Толкуновой. Конец 1960х-начало1970х годов. Достаточно типичная тематика, начатая Марком Фрадкиным. По стилю -- Аедоницкий и, кстати, песня похожа на его "Серебряные свадьбы" по мелодике. Слова:
А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Придти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья....
Она меня радушно принимает.
С чем ни прийду, с обидой иль бедой.
И всё она, наверно, понимает,
Коль грусть моя уносится с водой. (2 раза)
Как-будто бы расслабленная ленью,
Течёт река без шума, без волны.
Но я-то знаю сколько в ней волненья
И сколько сил в глубинах тишины.
Она своих трудов не замечает,
Суда качает и ломает лёд,
И ничего зазря не обещает,
И ничего легко не отдаёт!
А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Придти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья...
Куда б меня судьба не заносила,
Я возвращаюсь к волжским берегам.
И рада Волга --
Красоту и силу она несёт с волной к моим рукам! (2 раза)
14. Редчайшая песня в исполнении хора ВР. По качеству и энергии её можно сравнить с "Дорожной" и "Весеннем маршем" Дунаевского. Я просто очень удивлён, что ни разу не слышал её ни до, ни после того случая, когда я её записал. Песня с прекрасной и сложной мелодикой. По стилю и исполнению, это, пожалуй, середина 1950х годов. Я подозреваю, что песня написана к одному из молодёжных фестивалей того периода. Привожу слова:
В стране родной, что славою богата,
Что солнца светит ярче и теплей,
Над каждым домом и над каждой хатой
Взлетают песней стаи голубей.
Как хорошо нам песнями такими
Встречать рассвет ликующего дня!
Как хорошо с друзьями молодыми
Шагать к победам, песнями звеня!
Припев:
Споём мы, друзья и подруги
О годах большого труда,
О дальней просторной дороге,
О светлых, больших городах!
О щедро наполненной чаше,
О счастье, что ждёт впереди,
О радостной юности нашей,
Зовущей к труду и любви! (2 раза)
В стране родной, что с каждым днём моложе,
И с каждым часом крепче и сильней,
Повсюду с нами -- песня молодёжи!
И с песней этой дышится вольней!
Цветут сады, шумят леса и воды.
Всё говорит нам: "Радость -- каждый миг"!
И мы поём о лучших наших годах,
О нашем счастье, дружбе и любви!
15. Песня 1950х годов. Поёт Виталий Власов очень приятным, задушевным тенором. У композитора Носова я обнаружил несколько неизвестным мне ранее песен со словом "завод" в названии, но это всё не то. Песня это качественная. Мелодия и задорная, и немного грустная. По стилю схожа с "Прощайте, голуби" Фрадкина, "И на Марсе будут яблони цвести!" Мурадели, но может быть и Богословский или Соловьёв-Седой. Текст:
Друзья, я нынче уезжаю.
На стройку Родина зовёт!
Я отчий дом свой покидаю.
До новых встреч, родной завод!
Мы здесь трудились год от года.
Мы здесь росли день ото дня.
Ребята с нашего завода,
Не забывайте про меня! (2 раза)
Я не забуду нашу смену,
Наш заводской широкий двор,
Вахтёра с трубкой неизменной,
Его душевный разговор.
Старик всегда сидит у входа,
Порядок в строгости храня.
Вахтёры с нашего завода,
Не забывайте про меня! (2 раза)
Бывало, дрогнет самоточка,
Станок токарный, верный мой,
Когда сверкнут из-под платочка
Глаза девчонки заводской.
Глаза, как ясная погода,
Полны весёлого огня.
Девчата с нашего завода,
Не забывайте про меня! (2 раза)
Летят под синим небом птицы.
Далёк их путь, высок полёт.
До новых встреч, моя столица!
До новых встреч, родной завод!
Где мы трудились год от года.
Где мы росли день ото дня.
Ребята с нашего завода,
Не забывайте про меня! (2 раза)
16. Песню исполняет Георгий Виноградов. Очередная типовая песня (но мелодия запоминающаяся и качественная) 1930х годов о расстовании и разлуке. Может быть Блантер, может быть Милютин. Слова:
Скоро вдаль умчится поезд стрелой,
И развеет ветер дым...
Буду писать тебе, родной
И встречи ждать все эти дни.
Я тебя пораньше выйду встречать.
Улыбнёшься мне в ответ.
И перестану я скучать,
С тревогой думать о тебе.
Ты к глазам подносишь платок.
Прощальный звонок -- твоих не слышно слов.
И в светлом окне улыьаешься мне...
Прощай, моя любовь!
Я тебя пораньше выйду встречать.
Улыбнёшься мне в ответ.
И перестану я скучать,
С тревогой думать о тебе.
17. Песня мощная, маршевая, суровая. Соло -- Владимир Бунчиков в сопровождении хора ВР. По стилю -- конец 1940х-начало 1950х. Слышал всего один раз по радио, когда и записал. В моих записях значатся дви фамилии с вопросительным знаком -- Новиков и Дунаевский. Но может и Мурадели, судя по массивности и громоподобности песни.
Злые вороны кружили над родимою землёй.
Всех врагов мы сокрушили.
Отстояли край родной!
На земле горелой, чёрной
Сад зелёный разведём.
Мы в сад поставим наш просторный,
Наш высокий новый дом! (2 раза)
Припев:
За дождями серыми,
За снегами вьюжными
Наступает солнечный денёк!
Эх, мы руками ловкими,
Дружными, послушными
Выстроим, да выставим чудо-городок!
Эх, улицы широкие, домики высокие,
Яблони медовые, новые мосты! (2 раза)
Злые вороны кружили над родимою землёй.
Всех врагов мы сокрушили.
Отстояли край родной!
Из страны вернулись прусской
Мы с победою сюда.
Наш край родимый, край родимый русский
Расцветёт в красе труда!
Припев.
18. Типичная задорно-лирическая песня послевоенных лет. По стилю и качеству сильно напоминает "Зорьки за рекою" Компанейца и "Сирень-черёмуху" Милютина. Поёт Зоя Рождественская. Слова:
Ах, растёт цветов немало возле сердца моего.
Я томилась, я вздыхала, не любила никого.
Припев:
Ах, сердце, успокойся -- он придёт, придёт.
А соловей о милом всё поёт, поёт...
Одного я хлопца знаю.
Говорить со мной он рад.
На слова я отвечаю,
А тем более на взгляд.
Припев.
Ах, я знаю так случится,
Что он скажет мне, любя:
"Дай с тобой наговориться,
Наглядеться на тебя!"
Припев.
19. Очени известная песня с прекрасной мелодией. Поёт тенор Виталий Власов. Создана явно в 1930х годах. По жанру и качеству может соревноваться с "До свидания, москвичи" Дунаевского. В моих данных написано, что композитор Матвей Блантер с вопр. знаком. Богатое джазовое сопровождение. Песня явно называется "Спокойной ночи", но у Блантера есть ещё одна великолепная "Спокойной ночи", исполняемая Виноградовым и имеющаяся на этом сайте. Но судите сами. Вот слова:
Уходит вечер...
Вдали закат погас...
И облака толпой плывут на запад...
"Спокойной ночи," поёт нам поздний час.
А ночь близка, а ночь на крыльях сна...
Припев:
С твоих ресниц слетают тихо грёзы...
Стоят задумчиво уснувшие берёзы...
"Спокойной ночи," поёт нам поздний час.
А ночь близка, а ночь на крыльях сна...
Номер 10 - "Иволга", композитор Кирилл Молчанов. Песня далеко не старая, это уже 60-е годы. Была в кинофильме каком-то. Но мне песня нравится, никаких нарочито "современных" ноток в её мелодии не прослушивается. Оценка - отлично.
Номер 6. "Мы идём по стране", композитор Игорь Лученок. Совсем, можно сказать, "новая" песня - середина 70-х годов. На безрыбье и рак - рыба, поэтому песня мне сразу же понравилась (вот именно понравилась! ), и я её отлично помню. Заимствования в этой мелодии, к сожалению, видны были невооружённым глазом (медвежьим ухом). Основных "первоисточников" два: "За фабричной заставой" М.Фрадкина и песня из к/ф "Лёгкая жизнь" Н.Богословского.
Любопытно, что оценка песен отчасти зависит и от того, КОГДА песня написана. Если бы в точности ту же самую, уже упоминавшуюся, песню "Улицы Москвы" А.Лепин написал бы не в 1957, а, например, в 1977 году, даже моя оценка была бы куда выше. Всё познаётся в сравнении! Рядовая (казалось бы), среднего качества, эта песня пятидесятых годов на фоне куда более худших (унылых, серых, либо наоборот бездарно-крикливых) сочинений 70-х годов выглядела бы отнюдь не плохо.
По поводу песен в исполнении Геннадия Каменного. Вот ссылки:
http://gennkam.narod.ru/song.htm
http://gennkam.narod.ru/video.htm
С остальной идентификацией что-то совсем неладно. Песни в исполнении Сенчиной как-то неважно воспринимаются - пропадает мелодия из-за слишком высокого голоса певицы. Мощный полифонический аккомпанемент под этот голос композитору сделать проблематично: попросту заглушит весь этот аккомпанемент саму певицу. Вот например, Л.Зыкина, З.Кириллова или хотя бы О.Воронец многие из этих песен могли бы спеть более подходящим образом. Л.Сенчина всё-таки больше эстрадная певица, песни же гражданского содержания в её исполнении теряют именно мелодию. Р.Рымбаеву тоже помню. У неё голос помощнее, но, опять-таки, голос этот "поставлен" как у типично эстрадной певицы.
17-Дунаевский - "Чудо-городок". Может быть, кое-что имеет смысл выкладывать в раздел "Самодеятельность"?
16-Цфасман - "В дальний путь". Довоенная лирическая песня (примерно 1936-38 гг).
У магнитофона имеется так называемый "линейный ВЫХОД". А у звуковой карты компьютера - "линейный ВХОД". В магазине радиотоваров (а не вычислительной техники) нужно купить "КАБЕЛЬ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ВЫХОДА МАГНИТОФОНА С ЛИНЕЙНЫМ ВХОДОМ ЗВУКОВОЙ КАРТЫ". Вот так это надо ОЗВУЧИТЬ голосом, продавец поймёт. При необходимости надо ещё уточнить, какой у магнитофона этот самый "выход": МОНОфонический или СТЕРЕОфонический. Кабель этот надо подсоединять к компьютеру и магнитофону ТОЛЬКО ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ ПИТАНИИ - иначе может сгореть и то, и другое! Извлекать кабель тоже допускается, опять-таки, только при выключенном питании - кто бы чего на сей счёт Вам не говорил. Но я ещё ничего не сказал, КАКИМИ ПРОГРАММАМИ НАДО ОБРАБАТЫВАТЬ поступающий в компьютер сигнал от магнитофона, чтобы у Вас в компьютере получился файл с расширением WAV, а затем уже из этого файла путём преобразования ещё одной программой получился окончательно MP3. Увы, я и сам этого не знаю! По-моему, может такие штуки делать программа Sound Forge (хотя это не единственный вариант). Большинство обитателей форума, наверное, сможет Вам ещё немало подсказать полезного на этот счёт.