Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Слушая, например, песню "Спят курганы тёмные", и не зная, КТО ИМЕННО из известных старых композиторов мог бы её написать, тем не менее довольно легко экспертно обозначить список БОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫХ и МЕНЕЕ ВЕРОЯТНЫХ авторов.
В самом деле, для мелодического почерка Дунаевского или Покрасса эта песня нетипична - но зато вполне типична для таких авторов как Мокроусов, Новиков, Фрадкин и Богословский (один из которых, как мы знаем, и есть искомый автор данной песни).
Рассматривая множество известных песен и "сопряжённое" с ним множество известных авторов нетрудно видеть, что авторов можно КАК-ТО сгруппировать по сходству мелодической стилистики. Родыгин "похож" на Новикова, Лядова на Островского, а Островский (в некоторых песнях) на Мурадели и Долуханяна.
Песня Молчанова "Вот солдаты идут", возможно, послужила отправным толчком для появления целого ряда песен Колмановского "Я люблю тебя жизнь", "Хотят ли русские войны", "Утренний свет", "Я вернусь к тебе Россия" (и ещё нескольких - с постепенным убыванием качества). Под заметным влиянием вышеназванных песен Колмановского, в свою очередь, была написана песня Бабаджаняна "Наш непростой советский человек". Сюда же можно отнести песню Долуханяна "И мы в то время будем жить" и песню Левашова "Бери шинель, пошли домой". Прямо будто один и тот же композитор!
Вот ещё другой подобный пример: Т.Хренников "Что так сердце растревожено", А.Флярковский "Стань таким, как я хочу", А.Петров "На кургане", В.Гевиксман "Старый причал". Оригинальная удачная песня, получившаяся у одного из композиторов, вольно или невольно влечёт за собой массу подражаний, формирует мелодическую стилистику каждого участника этого "композиторского соревнования".
Вот такая тема для исследований и сопоставлений.
А я вот ещё на что обратил внимание и уже несколько раз об этом писал на форуме.
Есть композиторы, которых и сегодня хоть как-то вспоминают, отмечают их юбилеи (круглые и не очень), готовят о них теле- и радиопередачи. 100-летие Соловьева-Седого отметили относительно заметно - показали биографический фильм, выпустили кое-какие юбилейные диски, подготовили серию телеконцертов. 100-летие Мокроусова тоже, хоть и с меньшим звоном, отметили, показали фильм. К 95-летию Фрадкина и Островского повторили документальные фильмы (довольно неинтересные, кстати говоря) о них и их песнях. А вот есть композиторы, которые ну ничуть не уступают вышеназванным, но столетние (!) юбилеи которых практически полностью оказались пропущенными. Никто не вспомнил о 100-летии Каца, Лепина, Мурадели, Бакалова. Даже по радио ничего о них не было! Меня вот такая избирательность просто шокирует. И, думаю, что дело здесь не в том, что их кто-то специально пытается затереть. Просто как-то так получилось, что о них уже и вспомнить-то как-то некому (из музыкальных редакторов).
Тов. Прохожий, как Вы считаете, как объяснить вот такое странное забвение?
Мне кажется, что у забывания есть как бы ДВА этапа. Первый - это относительное забывание ещё в советский период (1960-80-е гг.) А второй - в постсоветский. Так вот. Те композиторы, чьи песни довольно часто пели и перепевали в 1960-80-е (особенно после 1965-67 гг.), ещё как-то остались наплаву, а вот те, кого по тем или иным причинам стали забывать ещё в 1970е гг, вообще не повезло.
Мне кажется, что у Богословского, Фрадкина, Молчанова и Колмановского очень много общего, особенно что касается типа песен, которые этим мастерам особенно удавались (в первую очередь - "городской советский романс").
Очень много общего в стилистике и в музыкальном почерке у Листова и Каца, отчасти у Слонова.
Ранний Афанасьев довольно сильно схож с Эшпаем, с Аедоницким.
Многие солдатские лирические песни похожи у Милютина и Долуханяна (сравните, скажем, "Пой, солдат" второго с "Береги, солдат" первого).
Многие лирические вещи Туликова, Жарковского, Терентьева, Мурадели, Носова, Заславского 1940-50-х гг. тоже выдержены подчас в одном ключе.
Среди очень оригинальных мелодистов стоит назвать Левину ("На звёздных дорогах", многие её песни для Шульженко), Будашкина ("Три свидетеля", "Шуми, наша нива", "Песня юных туристов"), Льва Шварца ("Далёко-далёко", "Уж как пал туман", песни к "Каменному цветку"), Бабаева и Агабабова, раннего Львова-Компанейца.
"Выпали из обоймы" в первую очередь те композиторы, которые не успели (или не могли по творческому складу) "отметиться" произведениями в "новой" мелодике. Именно этих композиторов и стали забывать уже в 70-е годы.
Практика формирования радиотелепрограмм "от достигнутого" лишь усугубила этот процесс. Похоже, что позднейшие музыкальные редакторы уже не владели материалом, не ориентировались в нём как следует. И это вовсе не "избирательность", а обыкновенное нежелание и неумение работать с богатейшим материалом звуковых архивов. В результате "Под звёздами Балканскими" звучит в радиоэфире, а практически такие же по качеству "Трансильванские виноградники" и "Мы скоро встретимся, Москва" напрочь забыты.
По поводу сходства композиторов. Практически согласен с Вашей классификацией. По Афанасьеву именно так: "Переулок на Арбате", "Парни, повстречавшие войну" и "Соколёнок" самым явным образом напоминают песни Эшпая, "Песня о детстве" - Аедоницкого, "Жить на земле" - Френкеля, в "Марше парашютистов" есть что-то от Соловьёва-Седого, "Гляжу в озёра синие" походит на песни Е.Птичкина.
Бабаева и Агабабова можно сопоставить ещё с ранним Зацепиным и ранним Двоскиным.
"Гляжу в озёра синие" походит на песни Е.Птичкина."
=========================================
Вот это очень интересный момент. "Гляжу в озёра синие", безусловно, имеет много общего и по мелодике, и по стилистике, и по смыслу с песнями Птичкина "Даль великая", "Я люблю свою землю" и с песнями Левашова "Как не любить мне эту землю" и др. Песен такого типа до середины 1960-х гг, кажется, вообще как бы не было. То есть, это своего рода лирические баллады, в основе которых лежит народный мелос.
А как Вы считаете, были ли у таких песен некие предтечи в более ранний период?
Мне лично кажется, что определённые мелодические элементы, которые повлияли на Афанасьева ("Гляжу в озера синие", "Как прекрасна жизнь"), Птичкина, Левашова, можно найти, в частности, у Мокроусова ("Одинокая гармонь", "На крылечке") и ещё более явно у Фрадкина ("Течет река Волга") и у Туликова ("Ты Россия моя").
Стиль песен, подобных "Гляжу в озёра синие", возник постепенно, исподволь.
До этого (в 50-е гг) был либо "традиционно-народный" мелос, восходящий к народной песне (К.Массалитинов, Ф.Маслов, В.Захаров) либо мелос "традиционно-советский", т.е. слегка напоминающий оперетту (Б.Мокроусов, М.Фрадкин, В.Соловьёв-Седой, А.Новиков). Хотя и "взаимопересечения" этих стилей, безусловно, были (в том числе и в песнях, которые Вы упоминаете).
Причём дальнейшее эволюционирование дало уже не "смесь" этих двух стилей (наподобие "Вот кто-то с горочки спустился"), а некий неожиданный "сплав" - своеобразную "новую" мелодику, которую можно охарактеризовать как "лирическую балладу" (или "гражданскую лирику"). Целый ряд песен (причём вполне удачных песен!) середины 60-х гг выдержан в этом стиле. Сюда относятся и упомянутые Вами мелодии Афанасьева, Птичкина, Левашова, Туликова (а также Аедоницкого, Аверкина, Пономаренко и ещё ряда авторов).
К сожалению, это был, вероятно, один из последних "рецидивов качества" советской песни, исчезнувший под натиском попсы и заунывно-торжественных песнопений позднесоветского периода.
Да, согласен, в целом это направление (т.е., лирические баллады, исполняемые с оркестром русских народных инструментов) - одно из лучших направлений позднесоветской песни.
А вот ещё что интересно. В 1970-е гг. появилось довольно много военно-армейских песен новых композиторов (в том числе, Шаинского, Мовсесяна, Якушенко, Тухманова - например, "Не плачь, девчонка", "Мы - армия народа", "Энская застава", "День Победы", "Служба пограничная"). Вы как-то заметили, что, несмотря на довольно традиционную мелодику, в этих песнях уже присутствуют какие-то нововведения. Мне тоже так кажется. Но, с другой стороны, мне кажется, что этот стиль в чём-то пытался продолжать традиции Покрасса, своего рода - "нео-покрассизм".
Как Вы смотрите на корни и источники вот этого стиля военно-патриотических песен 1970-х гг.? Откуда они вышли?
Вот здесь я не совсем согласен. "Эстрадно-попсово-строевая песня" представляет собой, до некоторой степени, отход (отступление) от жанра классической советской военно-строевой песни. "Традиции Покрасса" (даже если они здесь ИНОГДА и просматриваются) восприняты были "новыми" композиторами слишком формально, неглубоко, поверхностно. Шаинский, Гамалия, Якушенко, Мовсесян, Мажуков и "примкнувший к ним" Н.Богословский в строевых песнях позднесоветского периода так и не поднялись до уровня лучших образцов советской военно-строевой песни 40-50-х гг.
С одной стороны, всё написанное этими авторами в жанре "строевой песни" вполне годилось в качестве именно строевой песни - тем более, что и тексты, в большинстве своём, этому соответствали. Но построено это было на эстрадно-попсовой мелодике. Полностью отойти (или хотя бы как-то ощутимо "отстроиться" от этой мелодики даже в необходимых случаях) "новые" композиторы не могли.
К сожалению, в этот период не проявили себя в должной мере те из композиторов, которые по роду работы и долгу службы были руководителями армейских хоровых коллективов. Б.Александров в поздних работах проявлял какой-то излишний "академизм" - т.е. при конструировании песенной мелодии опирался не столько на навыки "интуитивного мелодиста" (которые у него, как композитора-песенника, безусловно были!), сколько на формальные законы композиции (которые, в общем-то, до конца и не известны - а поэтому сами по себе ещё не позволяют создать "гарантированно" запоминающуюся мелодию, которую подхватил бы массовый слушатель).
Как выглядела в этот же период (т.е. 70-е гг и позднее) военно-строевая песня иностранных армий? Вот это любопытный вопрос (хотя бы с точки зрения сопоставлений). Хотя в странах Варшавского Договора строевая песня, наверное, не слишком отличалась от советской - так что и развитие её должно было проходить так же.
... относящуюся примерно к 1958-60 г. Песня называлась "Эй девчата, посмотрите". Исполнял её КАППСА. По одним источникам это венгерская народная песня, по другим - ранний Шаинский (или он автор обработки). Песня довольно заметно напоминает военно-строевые песни 60-70-х гг, о которых шла речь только что. Например, песню "Через две зимы" того же В.Шаинского.
Только что пересмотрел замечательный фильм "Когда деревья были большими" (1961 г), к которому музыку написал Афанасьев. Кроме отличного лирического вступления в фильме присутствует ДРУГОЙ вариант мелодии на слова Фатьянова "Стали ночи светлыми"...
Посмотрел список на kkre-1. Скачивать я оттуда не могу (нет механизма подмены расширений mp3 на 3pm), но названия знакомые. Каких же песен не хватает?
Была в конце 50-х гг песня М.Табачникова вот с такими примерно словами припева: "...выбрал свой путь, не позабудь светлых студенческих лет". Песня немного слащавая, вальсообразная. Названия не помню. Напоминает по стилистике "Незабудку" Фрадкина.
Ещё одна песня называлась "На последний учебный звонок", появилась в конце 60-х гг, по стилистике и шаблонному аккомпанементу подражательно напоминает песни А.Островского (такого типа как "А у нас во дворе").
И ещё одна песня (название которой не помню) была вот с таким текстом: "наши матери и жёны, не горюйте не грустите, к вам вернутся робинзоны с чемоданами открытий" - пел её, наверное, Э.Хиль (по времени это начало 60-х гг).
Песни в исполнении якутского певца Кола Бельды "А олени лучше" тоже почему-то нет на страничке композитора.
Песня, которую Вы вспомнили, - это "Ветры весенние". У Табачникова был ещё один школьный вальс - "Несколько синих строк" (на слова М.Танича), это уже начало 1960-х гг. Его как-то на Ностальгии кто-то разыскивал, но пока безрезультатно...
Согласен с тов. Прохожим в том, что уже к середине 1960-х гг. с Табачниковым произошло что-то схожее с тем, что случилось с Левитиным, Лепиным, Богословским, то есть композитор попытался активно работать в новом стиле, но на этом поприще не добился особых успехов, так и оставшись на обочине.
Кстати, ранний Табачников мне лично по стилю и типу песен напоминает некий странный гибрид Богословского и Цфасмана. Эстрадный уклон (в хорошем смысле слова) у Табачникова был заметен, за что ему (как и Богословскому, Цфасману и Фельцману) всё попадало от официальной критики. Особенно, на мой взгляд, удачны "Давай закурим", "Старик и смерть", "Мама", "Любовь вернётся", "Над синим Доном", "Над Волгой", "Одессит-Мишка", "У Черного моря", "Матросская гитара".
И ещё одна песня (название которой не помню) была вот с таким текстом: "наши матери и жёны, не горюйте не грустите, к вам вернутся робинзоны с чемоданами открытий" - пел её, наверное, Э.Хиль (по времени это начало 60-х гг).
------------------------------------------------------------
Это песня "Робинзоны" О. Фельцмана и Н. Олева, а пел ее как основной исполнитель О. Анофриев. В ККРЭ на страничке Анофриева числится, как реализуемая фирмой "Мелодия". На оф. сайте Фельцмана присутствует в исп. Ю. Дробязко и какого-то В. Бесценного. Могу выложить в исп. Анофриева.
Тов. Сатурн затронул любопытную дополнительную тему, которую можно было бы сформулировать так: "старые" композиторы в "новое" время. Т.е. речь идёт о попытках композиторов-песенников "старой школы" работать в "новом стиле". Песни эти найдены далеко не все - поскольку в большинстве случаев не пользовались особой популярностью массового слушателя. Хотя по прошествии лет впечатление может быть другим.
Не меньший интерес представляет и прямо противоположная ситуация: "новые" композиторы в "старое" время. Речь идёт о МАЛОИЗВЕСТНЫХ РАННИХ работах А.Зацепина, Ю.Саульского, В.Шаинского, П.Аедоницкого, Ю.Чичкова, И.Шамо и др. - т.е. композиторов, получивших наибольшую известность песнями, написанными в 60-80-е гг., но достаточно активно работавших и задолго до этого периода (т.е. в 40-50-е гг.). Но здесь поиск звукового материала представляет уже совсем непростую задачу.
Но специально выкладывать эту песню, пока, наверное, нет особой необходимости.
Пытаюсь вспомнить другую, ПОХОЖУЮ НА ЭТУ, песню Табачникова. Там тоже шла речь о каких-то робинзонах и путешествиях.
Ещё можно было бы поискать песню М.Фрадкина "Геологи-работяги". По стилю мелодии напоминает песню С.Каца "Таёжные романтики" (которая уже найдена), некоторое отдалённое сходство есть и с песнями Пахмутовой (в ранний период её творчества).
какое у вас тут исследование! Я вот вчера зашла в интернет буквально на какие-то 15 минут! И все! А вообще в лучшем случае это бывает 3 - 4 часа. Но - о музыке.
Вы объективны, товарищ Сатурн! Дело в том, что в разных статьях о советской песне чаще всего упоминается именно эта четверка: Дунаевский, Соловьев-Седой, Блантер, Мокроусов. Остальные либо упоминаются потом, либо опускаются вовсе. ПОЛНОСТЬЮ согласна с Вами, что каждый композитор хорош по-своему и выстраивать иерархию не вполне корректно. Выделяя же своих любимых композиторов, я вовсе не имею в виду какую-то иерархию, а называю тех, у кого мне легче всего назвать выдающиеся, на мой взгляд, достижения, которые мне особенно п о л ю б и л и с ь - именно так; у Новикова, например, это почти все песни, если идти по списку, а вот песням Блантера я ставлю когда пятерки, а когда и четверки - по разному - но это лишь мое субъективное восприятие, вы, может, всему Блантеру вместе взятому поставите одну большую пятерку, и будете по-своему правы.
В пользу Блантера могу сказать вот что - Новиков Новиковым, конечно, но Блантеру похоже принадлежит моя любимая песня - "пшеница золотая". Свой хит-парад я выстраивать не пыталась - это было бы сложно, но если считать "священную войну" не песней, а чем-то ГОРАЗДО большим, то отсчет, наверно, надо начинать с "пшеницы золотой" - опять же НЕ имею в виду никакой иерархии. "Пшеница золотая", к тому же знаковая для меня песня. Я о ней мечтала дольше и сильнее чем о других, можно сказать, это была моя заветная музыкальная мечта, зато в итоге получилось так что именно эта песня привела меня на Совмузыку.
В пользу Соловьева-Седого - это истинно великий песнник, даже если бы у него были только песни, он уже занял бы свое место.