Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Oleg2000 Попса, на мой взгляд - это название не музыкального направления, а бизнес-модели...
-----------------
И да, и нет. Понимаете, вот это вот словечко - "попса" - оно многозначное, поэтому и невозможно его точное определение. Остается только, как говорится, "решать в частных производных", при прочих равных. В данном частном решении я могу согласиться с тем, что (на современном этапе) да, это бизнес-модель, причем, ИМХО, low-end сектор рынка.
Если меня спросить, что это такое - попса - я бы вспомнил более старое слово, применительно к музыке обозначавшее примерно то же самое: халтура (см немного ниже, в ответе celika2).
celika2 В целом, с Вами согласен в "потребительском" отношении к обсуждаемой песне...
--------------------
Это не потребительское отношение. Спрос - он рождает предложение. Спрос был, есть и будет. Людям действительно нужны песни для отдыха, для работы... Для танцулек тоже нужны. Не будут их писать профессионалы, будут писать любители (почти в каждой деревне какой-нибудь акын с тремя аккордами, да найдется), но писать будут. Вопрос лишь в том, какими будут эти песни в отношении качества музыки/текста/исполнительского мастерства. И то, что Вам, как профессионалу, может быть "невкусно" просто в силу того, что Вы тоньше разбираетесь в музыке, пении и тому подобном, остальным будет очень даже вкусно. Никто не будет разбираться в тонкостях: бемолях, диезах, синкопах, гармонии и тому подобном. Песня создает настроение, мелодия "ложится на ухо", ее можно петь самому, не слишком перевирая мелодию? Все, ее будут петь и, следовательно, она вполне может стать популярной.
Вообще, вспоминая цитированное в другой ветке "Советское искусство", хоть там и не дается строго определения понятию "бодрячок", под ним понимается все же откровенная бодренькая халтура, по выражению Ирмы Яунзем однообразный восьмитакт (ну, для тех времен), отмеченный печатью внешней "бодрости". В аналогичном смысле высказался и Исаак Дунаевский, назвав это "приспособленчеством и спекуляцией". Старик вообще, я считаю, задвинул в своей реплике мощно. Правда, ИМХО, мало помогло.
P.S. Опять же, не раздавая оценок и высказывая свое личное мнение... Как по мне, так "Я шагаю по Москве" (даже в исполнении Михалкова) - это просто шедевр по сравнению с "Москва, звонят колокола" - вот образец "бодрячка", ИМХО.
Т.е. от песни Хренникова "Песня друзей", получается вот что.
Собственно, "Песня друзей" - это дорожная песня в танцевальном формате, в фильме в ритме квикстепа (сократить экранное время?), у Бунчикова с Нечаевым в ритме фокстрота.
По этим признакам получаются близкими - "Молодежная фестивальная" Лавровой, "Родная столица" Каца, "В добрый путь" Фельцмана, "Дороги дальние" Новикова, "Мы сдадим последние экзамены" Колмановского, "Дорожная" Лядовой, "Студенческая дорожная" Френкеля, "Студенческая дорожная" Соловьева-Седого.
Второй формат в "дорожном стиле": неоклассическая песня, развивающая традиции Глинки.
"Пути-дороги" Лядовой, "Дорожная" Дунаевского, его же "Дорожная" ("Попутная"), "Когда подъезжаешь к Москве", "Пишите, нам, подружки"; "Под стук колес" Каца, "По главному пути" Подэльского
С.Н.! Ну, Вы уж совсем откровенную халтуру в пример ставите, так мы "Путану" обсуждать начнем. У О.Газманова воспринимаю только "Офицеров", да и то потому, наверное, что по горячим точкам наездился. А, юный Михалков и "Ласковомайский" Шатунов одного музыкально-исполнительского поля ягоды - очень "характерное" пение. Для элементалей. СВ.
Ну, Вы уж совсем откровенную халтуру в пример ставите, так мы "Путану" обсуждать начнем.
--------------------
Ну, говоря о "бодрячках", рассматривать имеет смысл весь спектр. А что такое "музыкальный пафос", в Вашем понимании? Вот Вы употребили это словосочетание. Какой смысл Вы в него вкладываете?
Это песни наподобии "Марша энтузиастов", "Под нашими спортивными знаменами", "Песня о Советской армии", "Всё выше..." и т.п. - вещи темповые, энергичные, с прекрасной мелодией, но не с привязчивым, назойливым мотивчиком. Песни с очень большой внутренней энергетикой, требующие культуры и уровня исполнения. СВ.
Ну, из того, что Вы назвали, следует, что Вы предпочитаете песни в принципе несколько иного плана, не более. Это не "выше/ниже", это "влево/вправо". Замечу, что среди песен этого плана тоже вполне хватало "бодрячков", да и сами они бодрые такие... Но не "бодрячки", нет. Хотя "Песню о Советской армии" я после армии некоторое время ненавидел, даже слушать не мог. Но это уже мое личное. Я понимаю, что вещь хорошая, но даже ее можно затаскать.
Это довольно интересный вопрос. Я, например, многие песни слушаю довольно часто и воспринимаются они нормально. А вот когда-то в детстве мне приходилось слышать кое-какие песни по радио и т.д. и они, извините за грубое слово, просто мне обрыдли! :-) Даже сейчас стараюсь не слушать, хотя так же как и в ситуации с тов. Морозовым, я понимаю, что многие из них очень хорошие и даже отличные...
Например, очень затасканной оказалась песня "Сердце, тебе не хочется покоя?" Довольно затасканной была "Моя Москва". Почему-то ОЧЕНЬ часто крутили "На солнечной поляночке" и "Соловьёв", довольно часто крутили "В лесу прифронтовом"... Вот это меня всегда удивляло! Бралась какая-то ограниченная обойма песен (допустим, военных) и всё время крутились одни и те же вещи, да ещё в одних и тех же исполнениях. А вот ДРУГИХ вещей и других исполнений практически НИКОГДА не передавали. Например, сколько раз по радио в 80-е гг. передавалась "Моя Москва" Дунаевского? Даже не сочтёшь. А другая ОТЛИЧНАЯ песня о Москве - "Столица счастья", насколько я помню, никогда! Почему? Рационального ответа нет. То же с "Тёмной ночью". Всегда звучала в исп. Бернеса, а в исп. Виноградова - по радио НИКОГДА! Опять - почему? Нет ответа...
Но мы не говорили о 100%-м разграничении форматов и композиторов. Ясное дело, что здесь много переплетений, взаимодополнений, импровизаций в одну или другую сторону...
Просто тов. Прохожий сказал, что (в общем-то тоже "попутная" песня) "Если хочешь ты найти друзей" Каца по мелодике своей принадлежит началу 60-х, а не концу 40-х - середине 50-х гг. Вот я и попытался как-то "осмыслить" некую разницу между песнями ТИПА "Если хочешь ты..." и, скажем, "Дорожной" и "Утренней" Дунаевского...
Кстати, к типу "Если хочешь ты найти друзей" можно прибавить и "Мы сдадим последние экзамены", и "Капитаны межпланетных кораблей" (обе Колмановского), и "Станет нашим домом целина" и "Люблю я машины попутные" (обе Троцюка), и "Комсомольские года" Флярковского, и "Дальний рейс" Львова-Компанейца, и "Красивая профессия - шоферы" Жарковского, и "Мы имя России прославим не раз" Холминова... То есть дело здесь не в сугубом упоре на факт движение по железной дороге на поезде (в качестве машиниста или пассажиров), а именно на ПЕРЕДВИЖЕНИЕ на каком-то транспорте, где целью является открытие новых трудовых и жизненных горизонтов, то есть чувство созидательной свежести (так бы я это назвал). :-)
Конец 50-х - начало 60-х, на мой взгляд, отличаются прежде всего утверждением свинга в советской молодежной песне. Наглядный пример - "Дорожная" Лядовой, "Незнакомые города" Птичкина. Конечно, можно сказать, что этим песням можно сделать другую аранжировку. Но тогда и звучать они будут "в другом времени"! Наглядный пример - "Песня на трассе" Левашова в общем-то марш, но "Рапсодия" смогла сделать из нее диско :-)
Кстати, на мой взгляд, некоторые современные трудовые песни (которые редко, но появляются) можно отнести к неосоветским. Например, "Матушка железная дорога", несмотря на "шансонные" исполнения. Кстати, шансонная аранжировка этой песне не идет.
Других песен Подэльского из этого цикла, увы, пока не попадалось.
Тов. Прохожий, а, быть может, Олег прав, говоря о том, что то, что мы с Вами часто называем "натиск попсы" в советской песне, является не результатом какого изменения мелодики, но изменение ОРКЕСТРОВКИ и АРАНЖИРОВКИ (ну и исполнения тоже, конечно)?
В подавляющем большинстве случаев никакая оркестровка не может существенно изменить эти песни к лучшему. Наглядным тому подтверждением является "репертуарный голод" (т.е. дефицит НОВЫХ качественных произведений для исполнения), который испытывают немногочисленные оставшиеся высокопрофессиональные певцы и коллективы (такие как например КАППСА).
Попсу, на мой взгляд, отличает не музыкальный стиль, а наличие ИМИТАТОРСТВА. Автор:
Oleg2000 20.08.09 16:05 Сообщить модератору
Яркий пример - недавняя псевдобамовская песня, которую исполняла Лариса Долина, и которую я как-то приводил в качестве примера псевдосоветской попсы:
"Все было когда-то: рассветы, закаты,
Таежные тропки, и мы: я и ты.
У сопки палатка,
А ватник с заплаткой,
И мы молодые на крыльях любви."
Вот это и есть натиск попсы - имитаторство, фетишизация содержания, подмена духовного смысла борьбы за создание стратегической магистрали умильным смакованием стереотипов (кстати, герои, наверное, там отбывали срок, наверное?).
Другой пример псевдосоветской попсы, имитирующей эстраду начала-середины 60-х - "Девушки фабричные":
"Девушки фабричные
С парнями встречаются.
Иногда из этих встреч
Что-то получается."
Опять-таки здесь совершенно бессодержательная ИМИТАЦИЯ таких вечных вещей, как "Вы служите, мы вас подождем", паразитирование на чужой известности.
Оркестровка и аранжировка здесь ничего не меняет. "Ожидание" после Шульженко осовременивали и "Пламя", и Алла Горбачева, и все равно это получается не попса, а Фрадкин.
Попса, как модель шоу-бизнеса, и есть основная причина порождения репертуарного голода, потому что она основана не на новых творческих идеях, не на новом осмыслении реальности, а именно на паразитировании, на внешней схожести с известным, легко узнаваемым.
Поэтому я бы не сказал, что в 60-х-70-х годах на нашей эстраде господствовала попса. Стилевое и мелодическое подражание западной развлекательной музыке было, но тем не менее при этом композиторы стремились добиться отличия своей вещи от объекта подражания, а не строили успех на похожести, скажем, на битлов или Куин. Например, "На дальней станции сойду" была популярна, потому что душевная вещь, а не потому что "с понтом запад".
Скорее согласен с Вами. Но тогда задам Вам вопрос, который не раз на нашем Форуме поднимался.
Слушая советские песни разных жанров периода 1931-1960 гг. (грубо говоря и не беря в расчёт НЕсоветскую эстраду, которая продолжала в некоторых формах существовать весь этот период), приходишь к интуитивному выводу: в начале 1960-х произошёл какой-то очень сильный и заметный переворот в звучании и мелодике большинства песен. И этот переворот был не каким-то небольшим сдвигом (таких было много), а именно каким-то качественным изменением.
Поэтому к Вам вопрос: Вы сами ощущаете, что в начале 60-х гг. появился какой-то качественно новый стиль мелодики в песне? И если да, то что именно изменилось по-Вашему?
В начале 60-х гг изменился не просто "стиль", а вся ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА советской песни. Произошёл массовый (и неоправданно скоротечный) отход от уже прижившихся на советской почве стандартов, когда-то позаимствованных из австро-германской классической оперетты.
Т.е. изменились средства, методы и приёмы конструирования песенных мелодий.
Вслед за этим по-другому начали делаться оркестровки, изменились и требования к постановке голосов исполнителей (в худшую, т.е. "эстрадно-попсовую" сторону).
Возможно, что "старая" технология советской песни к тому времени в чём-то действительно исчерпала себя. Однако отход от неё оказался не "эволюционно-трансформационным", а скачкообразным и разрушительным. Особенно это заметно было в жанрах военно-строевой и патриотической песни. К которым "новая" музыкальная стилистика оказалась элементарно не приспособленной (поскольку в странах, откуда она была взята, эти песенные жанры как таковые отсутствуют).
На мой взгляд, в начале 60-х произошел не то чтобы переворот в звучании, а резко увеличилось разнообразие мелодики. Если за 20-30 годы шло формирование определенных канонов советской песни, в 40-50 она развивалась в русле этих канонов, то в 60-х начали искать новый язык выражения.
Произошло это скорее всего, потому, что к концу 50-х произошло падение интереса молодежи к канонической советской песне. Не потому что "изменилась молодежь", а потому что, во-первых, каждое поколение по многим естественным причинам стремится к своей самоидентификации, во-вторых, индустриализация и урбанизация породили новые музыкальные стили вообще, и, в третьих, каноническая песня, повторяемая изо дня в день, просто приелась. Это сейчас советская песня воспринимается, как свежий мощный формат, а если слушать только ее, без разнообразия, это за 20 лет надоест.
Поэтому в 60-70-х начинаются новые поиски, которые, как я по другому поводу уже писал, могли привести к двум вариантам - либо к формированию нового канонического стиля, либо к "кризису жанра", перестройка привела ко второму.
На мой взгляд, предполагаемый новый канонический стиль советской песни в случае появления базировался бы на элементах симфонического и прогрессивного рока (ближе к арт-року), которые бы сочетались с мелодикой народной песни. Предположительно, этот стиль противопоставлялся бы коммерческой развлекательной эстраде.
То есть, если я Вас правильно понял, в 1960-е годы во многом отход от канонического стиля был результатом своего рода восстания молодёжи СССР против того, что СЧИТАЛОСЬ (то есть стало ассоциироваться) с привычным, закостенелым, консервативным, "непродвинутым"? А затем советское руководство, видя, что молодёжь "уходит", решило как бы перехватить инициативу и кооптировать новшества музыкального и песенного стиля в канон при помощи его спешного расширения?
Дело в том, что по моим наблюдениям, после начала 60-х гг. произошло довольно резкое ухудшения качества песен, которые всё ещё писались по традиционным лекалам! Конечно, были и исключения (кое-какие маршевые и лирические вещи Покрасса, Новикова, Мурадели, некоторые вещи "новых" композиторов - Мовсесяна, Лученка и проч.), но в целом поздние работы "композиторов-консерваторов" были на порядок хуже их творений до 1961-62 гг. Интересным исключением из правил был М.Блантер. Практически все его вещи после 1961 г. написаны хоть и в традиционном ключе, но мелодическое качество их в целом на уровне песен прежнего периода (нужно сказать, что в 60-е гг. Блантер работал в основном с КАППСА и писал именно для него).
Ещё, мне кажется, что имеет смысл различать две разные тенденции в песне после начала 60-х. Одна - это резкое увеличение легковесных песенок для модных танцулек ("Ландыши", "Манжерок", "Королева красоты" и проч.). В этих песнях есть мелодия, причём очень даже запоминающаяся - поэтому-то эти песенки всё время и распевали-напевали). А другое - это появление песен с вымороченной или вообще отсутствующей мелодией! Этим стали очень сильно грешить и Богословский, и Туликов, и Фрадкин. Вот это было действительно невиданным феноменом! До начала 60-х гг. были безусловно песни с трафаретной, скучной мелодией, но с МЕЛОДИЕЙ. Ни одной песни без мелодии (пусть даже самой шаблонной и серенькой) не было! А после 1961 г. стало возможным писать и даже выпускать на пластинках песни без мелодии или с крайне недоработанной мелодией. Отсутствие мелодии и легковесность мелодий - это всё-таки разные проблемы...
1. Да никакого восстания не было. Была простая смена генераций. Та самая австро-германская оперетта изначально была "легковесные песенки для модных танцулек". Кстати, одно время и вальс в Вене запрещалось танцевать более 10 минут. В России его тоже сначала не жаловали: «Жаль только, что глупый вальс занял место французских кадрилей; но есть надежда, что и у нас он сделается столько же дряхл и смешон, как в некоторых государствах». (М. Сперанский). Потом все это отстоялось и к следующим поколениям появился уже серьезный жанр.
2. На мой взгляд, увеличения в 60-е развлекательной эстрады не произошло, просто благодаря магнитозаписи сохранилось больше произведений. Ну, танцевал в 30-х весь СССР под Марека Вебера, а Шульженко пела кавер "Was Kann So Schön Sein Wie Deine Liebe", ничего не случилось (последнее, кстати, вообще многие считают советской песней). В 50-е та же самая массовость зарубежной развлекательной музыки, теперь уже больше в каверах. "Ландыши" - это хоть свой отечественный продукт, и конкурировал он не с советской песней, а с Chella lla, Marina и подобными.
3. Проблема с мелодиями, на мой взгляд, была всегда, только проявилась в другой форме. Трафаретность - это то же самое отсутствие творческой идеи, только прикрытая подражанием. Ну, стало сразу видно, кто из композиторов умеет создавать мелодии, кто - нет...