Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Всё, что написано Лепиным до середины 50-х гг - высокого качества. Из первых трёх перечисленных песен одна или две могли быть и на пластинках. Что-то такое насчёт бойцов и казаков (вкупе с Днестром и Дунаем) присутствовало в названиях на этикетках. Но мелодий не помню.
Да и глупо было бы менять такую "раскрученную" мелодию на новую - это вызвало бы у людей отторжение, которое могло бы повлиять на их отношение ко всему фильму.
Но иные пишут вещи "по мотивам" старых, как, например, В.Баснер к "Дням Турбиных" песню про "белой акации гроздья душистые". Так сказать, навеяло. Неплохая ведь вышла песня, но все же мне лично куда приятнее слушать оригинал.
Melodiyu ciganskogo romansa "Milaya", ravno kak i melodiyu "Ochi chernii", v 19 veke napisal, kak instrumentalnuyu piesu-vals dlya f-no kompozitor Valdteyfel. Muzika bila obrabotana v vide romansov(k sozgaleniyu ne znayu avtora slov) v znamenitom ciganskom hore p/u Sokolova. V filme "Anna na shee" etot romans v "obyatiyah" Zgarova poyot ciganskiy pevec Mihail Shishkov. On pel snachala v Moskovskih restoranah, no potom v nachale 60-h godov nachal davat solnie koncerti pod f-no, gitaru i skripku v letnih teatrah sadov Moskvi. Pozdnee romans "zaigral" neveroyatnim kolichestvom ispolneniy N.Slichenko, izryadno podportiv pesnyu zavivaniyami i maneroy "ad libitum" naskvoz vsego proizvedeniua. S uvazgeniem. SV.
Ивану. Но это все-таки другое произведение, хоть и навеянное, - с другими словами и музыкой. Кроме того, романс "Белой акации гроздья душистые" не так общеизвестен, как "Милая".
Сергею Владимировичу. Слышал я что-то про Вальдтейфеля (спасибо, что напомнили), но нигде ничего не читал, а С. Гердель, как автор слов, указан в сборнике русских песен и романсов. Радует, что не одному мне претит исполнение Сличенко.
Melodiya romansa "Beloy akacii..." ochen udachno skompilirovana v revolyucionnoy pesne "Slushay tovarisch, voyna nachalasya. Brosay svoyo delo v pohod sobiraisya". SV.
А что вы скажете по поводу Шостоковича как композитора-песенника? Каким вам представляется его стиль и манера сочинительства? Где и как бы вы его разместили по отношению к другим песенникам?
Шостакович как композитор-песенник производит двоякое впечатление. Часть его песен ("Заря Октября", "Слышен голос Отчизны родимой", "Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила", "Молодёжная", "Девичья ласковая", "Песня мира", вальс из к/ф "Овод", песни из кинокомедии "Приключения Корзинкиной" и др.) написаны полностью в традициях советской массовой (или советской лирической) песни, имеют хорошо запоминающуюся оригинальную (т.е. УЗНАВАЕМУЮ) мелодию. Сравнить можно приблизительно с Д.Кабалевским (как песенником).
Но ещё некоторая часть песен Шостаковича написана небрежно, словно композитор потерял интерес к песенному жанру (в смысле тщательности работы над мелодической темой). Хотя возможно, что у специалистов-музыковедов мнение на этот счёт другое. Вот такая, например, песня, как "Новороссийские куранты" производит впечатление скучной и малооригинальной: больше всего это напоминает не слишком удачные поздние вещи Б.Александрова. В оперетте "Москва-Черёмушки" наоборот, какая-то излишняя "простота" мелодий: слышатся "перепевы" Мокроусова (вплоть до заимствования).
Привожу отрывок из указанного Вами сайта: "Этот же вариант текста под авторством Герделя: Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка), то есть этот текст дается как авторский."
Именно этой книжкой я и пользовался.
А Вам не кажется, что песенно-мелодийный стиль Шостаковича имеет истоки в пролеткультовских мелодических моделях? Даже "Молодежная" из фильма "Первый эшелон" напоминает революционные песнопения 20-х гг., которые потом так любили и стилизовать (например, в "Собачьем сердце" и в экранизациях Ильфа и Петрова) и в некоторой степени пародировать. Кстати, есть одна песня у М.Блантера, которая, пожалуй, более чем любые другие напоминает стиль Шостаковича - "Песня о Ленине". Попробуйте послушать и сравнить.
Особняком стоит "Песня о фонарике". Эта отличная песня мне напоминает стиль Дунаевского.
Kogda ya Vam pisal pro avtora "Miloy", to pripisal emu escho "Ochj chernii". Pohozge ya zdes privral. Odni issledovateli schitayut, chto muziku romansa sochinil obrusevshiy nemec-kompozitor F.German, a slova ukrainskiy pisatel E.Grebenka, no soedinil i obrabotal slova i muziku v vide romansa nebezizvestniy nam Gerdel, kotoriy bil pianistom-aranzgirovscthikom v ciganskom hore znamenitogo "Yara". Drugie pripisivayut avtorstvo slov i muziki Nikolayu Zelotti. No, chto dopodlinno izvestno - kazgdiy znamenitiy ispolnitel (F.Shalyapin, Iz.Yuryeva, V.Kozin i pr.) dobavlyali v romans kuplet sobstvennogo sochinitelstva. S uvazgeniem. SV.
На мой взгляд, "Молодёжная" Шостаковича, конечно, напоминает творчество композиторов-пролеткультовцев и РАПМ-овцев, но скорее довольно позднее, того периода, когда они начали отходить от собственных установок 1920-х гг. (как пример - "Гори, наша радость" Шехтера). Более того, в этой песне мне слышатся прямо-таки захаровские нотки, особенно в припеве.
Отдельные элементы пролеткультовских мелодических моделей можно найти в хоровых сочинениях Шостаковича на стихи революционных поэтов, в оратории "Песнь о лесах", есть такое и в некоторых его массовых песнях. Возможно, что это отголоски мелодических тем, над которыми композитор работал в самый ранний период своего творчества, когда музыкальное направление пролеткульта ещё не подвергалось критике (во многом несправедливой).
"Песня о Ленине" Блантера начинается "ну прямо совершенно почти как" песни Шостаковича (и даже А.В.Александрова). Но когда припев доходит до слов "Бессмертное Ле-е-ни-на зна-а-мя...", хорошо знакомый стиль Блантера становится виден невооружённым глазом. Т.е. последние две строчки припева дописать бы можно было немного по-другому. Тем не менее песня удачная и качественная, хорошо ложится на слух, полностью соответствует стилистике "гимнической" песни.
"Песня о фонарике" напоминает мелодии из оперетт Дунаевского и Милютина. Песня не единственная в своём роде, в кинокомедии "Приключения Корзинкиной" (1941) есть одна или даже две песни похожей стилистики (пока не найдено).
В Вашем описании блантеровской "Песни о Ленине" Вы нащупали, пожалуй, одну из самых интересных и любопытных проблем - определение мелодических ходов или музыкальных фраз, которые очень характерны для того или иного композитора.
Вот навскидку такой пример из музыкального почерка Лепина.
Берём его "День моей страны". Мелодия фразы "По земле моей весенней новый день идёт" типична для Лепина, по ней даже авторство можно определить. Она повторяется в лирической "Днях разлуки", "Тосте за любимых", "В праздничный вечер" и во многих других песня. Примерно то же самое можно сказать и о начале в "Мы - молодой рабочий класс", "Песне юных", "Отдыхает родная столица".
Но всё-таки композитор, у которого есть почти математически определяемый почерк, - это Мурадели. Есть у него песни, написанные с приличным временным перерывом, но мелодийно практически не отличающиеся друг от друга. Таковы, скажем, "Марш советских патриотов", "Коммунисты всегда впереди" и "Песня единства" (из трёх последняя написана почти перед смертью композитора). Если послушать "Песню единства", остальное можно вообще не слушать... :-)
Да, вот именно. А разве мелодия песни "Родина слышит" не напоминает пролеткультовские вещи? Песня гимническая, но мелодика в ней не статично-помпезная, а революционно-романтическая.
"Девичья ласковая" Шостаковича - тоже очень оригинальный сплав традиционного девического "страдания" и классического романса. Результат - отличная любовная лирическая песня, сразу врезающаяся в память.
Пожалуй. Правда, хотелось бы отметить, что сама мелодия для голоса развивается пободно плавному и медленному плеску волн, она то подымается вверх, то ниспадает. Элемент напряжения передается только акапельным хоровым сопровождением.