Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Навскидку ничего не вспоминается, кроме песни вот с такими примерно словами: "...всё в порядке, друзья, всё в порядке! Да, всё в порядке - иду ко дну!". Это куплеты, по-видимому, водолаза из какой-то оперетты.
Ещё были бодрые и весёлые (почти маршеобразные) куплеты какого-то опереточного персонажа, заканчивавшиеся словами "...назначаю вам свиданье на-Лу-не".
По стилистике обе вещи напоминают песню Холминова "Если спросят по секрету".
Интересно. Песня "Если спросят по секрету" по стилю похожа на песни, которые писались в основном для мультфильмов в 1947-1962 гг . (послушайте, например, песенку Медведя из "Медведя и трубки" Каца).
Первая песня К.Хачатуряна - это, по-видимому, "Песня водолаза" (на слова А.Фатьянова), написана была для фильма "Братья" (фильма такого я не помню).
Вторая же (про свиданье на Луне) - это "Улетаю, до свиданья!" С.Агабабова (песенка лётчика).
Всё именно так, как Вы пишете: под видом "новой" мелодики в 60-е гг и позднее публике всё чаще стали преподносить халтурные "песни без мелодии". Т.е. песни, в которых не соблюдены элементарные правила взаимосогласования звуковых интервалов. Картина здесь примерно такая, как если бы стихотворцы вдруг разучились соблюдать заданный стихотворный размер и подбирать рифмы в концах строк - а общественное мнение почему-то обходило бы этот прискорбный факт молчанием. В музыке роль "рифм" играют звуковые интервалы, причём "рифмы" эти должны повторяться и согласовываться сразу во многих местах - задача эта весьма трудоёмкая и вряд ли легко решаемая без знания теории. Явную халтуру, по идее, должен "отсеивать" музыкальный редактор - указывая композитору на те или иные недочёты и предлагая конструктивно доработать произведение. Но этого не происходило!
Спасибо за поправку (насчёт Агабабова).
Стиль этих песен типичен для оперетт. Т.е. мелодика приспособлена для исполнения как профессиональным вокалистом, так и (в меру возможности) драматическим актёром. Отчасти этот стиль перекочевал и в мультфильмы (героев которых озвучивали драматические актёры).
Ранний прототип песни "Если спросят по секрету" - куплеты трубочиста из к/ф "Шуми-городок" (1940, композитор Н.Корчмарёв).
Правильно - издали пластинки Вебера, Люиси, еще ряд оркестров, имена которых не указывались, народ под них и танцевал, потому что удачная коммерческая развлекательная музыка (а под что еще танцуют-то?). Отечественная развлекательная музыка в 30-е развивалась слабо, но это восполнялось анонимными зарубежными записями.
А в 60-х просто появилась своя удачная танцевальная музыка, пляжная музыка, и она конкурировала не с советской песней, а с западом, и довольно неплохо.
А то как будто на гармошке "Рио-риту" не изобразить. :-)
Да и под патефон танцевали не в одиночку, а собирались у того, у кого был патефон. А если у кого патефон на деревне - танцевала вся деревня. Плюс клубы и избы-читальни.
Под западные танцевало население крупных городов. Причем те, кто имел патефоны. Т.е. очевидное меньшинство населения.
----------------------------
Это как бы слабый аргумент. Во-первых, патефоны элементарно выносились во дворы, не только для танцев, а просто даже для посиделок. Таким образом, круг "как бы имеющих патефоны" резко расширяется и музыка, в т.ч. западная, становится существенно более доступной.
Во-вторых, о каких временах идет речь, потому что с началом индустриализации началась вполне закономерная урбанизация - население городов возрастало в процентном отношении и довольно быстрыми темпами. И одновременно - более доступными становились те же патефоны - по деньгам, по наличию в магазинах, по удовлетворению спроса.
Речь идёт о тридцатых, естественно. Причем о второй половине (до того грамофонная промышленность была вообще развита довольно слабо). Но, если мне не изменяет память, в СССР численность городского населения с сельским сравнялась только в середине 1950-х.
Далее - дело ведь не только в доступности. Логично было бы предположить, что не все советские граждане, имевшие возможность покупать пластинки, желали брать Вебера, Эмброуза и т.п. Мало того, что были еще Скоморовский, Кнушевицкий, Варламов, Утесов, Цфасман и другие, так еще писали много танцевальной музыки в исполнении духовых и народных оркестров.
Брать-то надо не "всех советских граждан", а ТАНЦУЮЩИХ!
Те, кто не танцевали. они ни под кого не танцевали.
Танцевала в основном молодежь (что естественно).
Танцевала современные танцы в современной обработке (что тоже естественно)
И патефоны брала, естественно, тоже в основном молодежь. Так же, как именно молодежь в 70-х брала кассетники. И именно для танцев.
Так что в значимой группе танцующего населения оказываются патефон и развлекательная эстрада, в первую очередь западная, что легко проверить, если вспомнить, что из довоенных танцевальных записей было переиздано в 50-е годы для банальной прибыли. Те же "Рио-Рита", "Брызги шампанского", "Цыган", "Жемчуг", "Нинон" и т.п.
Далее - дело ведь не только в доступности.
-------------------
Ну вот именно. Собственно, кто хотел слушать и танцевать - тот слушал. Вариантов масса. Точно так же как и с роком в 70-х. AC//DC - нельзя, но все, кому интересно - слушают. Просто распространение шло разными путями, в виду технических аспектов.
Хочу поделиться воспоминаниями детства. Отец, прийдя с войны и получив много ранений, заработал туберкулез в открытой форме. В те годы считалось, что жить около коровника и дышать запахом коровьего г@вна, это путь к выздоровлению (пенницелин и стрептомицин поставлялся только в правительственные мед.учреждения). Отец и снял дачу в д.Кутьино рядом с Подольском в 30 м от коровника и в 50 км от Москвы. Рядом с дачей и г@вном находился сельский клуб, где крутили на узкоплёночном Тарзана, но нас 5-8 летних детей не пускали и мы липли к окнам, а потом начинались танцы. Смотреть разрешалось, и мы набивались (кого родители не уводили) в клуб смотреть. Начинались танцы под радиолу и пластинки, а, если, вдруг, отключали свет, что тогда было весьма часто, заводили резервный патефон. Пластинки берегли, как зеница око, а когда не было света включали керосиновые лампы. Кажется, все это было убого, а у меня до сих пор сердце сжимается от теплоты и чистоты этих неказистых вечеров по воскресениям, тк, по субботом в 50-е работали. С позиций 21 века, с позиций своего сегодняшнего достатка, все это кажется наивным и, порой, нелепым!? Но, душу греет и тянет на те места. СВ. ПС; музыка была популярной, но, в основном, отечественная.
Вот и я могу сказать, что во всей моей семье патефон был только у одного из дедушек (впрочем, он сломался, кажется, где-то в 1932-33 году, а нового не купили). От другого деда и от двух бабушек, которые выросли в Сибири и в Тверской области, я никогда не слышал ни о каких Веберах и "Рио-ритах", зато музыку из радио-"тарелок" они слушали постоянно, и обращали внимание в основном на песни и на классику. Например, моя бабушка летом жила в городе у тетки (до войны), а вернувшись на село, на работе в колхозе пела арии из "Алеко". Сдается, что утверждения о том, что будто бы "Рио-риту" танцевали все, кому не лень и т.п., во многом надуманы (точно так же говорят о чрезвычайной популярности Козина, Юрьевой, хотя популярны они были среди довольно узкой группы населения).
Собственно, утверждать, что все танцевали под Вебера - примерно то же самое, если сказать, что на советской эстраде не было никого, кроме Утесова, Юрьевой, Шульженко и Козина. Хотя именно такое представление нам пытаются навязать современные СМИ.
Конечно нет! Рио-риты было много, но Утесова больше. И "Брызги шампанского" уступали, хоть и танго, вальсам И.Дунаевского и песням М.Блантера под которые все, с удовольствием, танцевали. Было много гавайских гитар, сладких теноров н а английском, но отечественных записей было больше - как сейчас помню пластинку "Эх! Андрюша" с надписью : "обменный фонд, продаже не подлежит". СВ.
А с "Брызгами шампанского" и со многими другим западноевропейскими танго 20-40-х гг. вообще довольно занятно получилось. Их популярность и знаменитость в СССР (России) почему-то в разы привысила их же популярность и некоторую культовость в странах, где они были созданы. С "Брызгами" вообще получилось так, что это уже воспринимается, как вещь, написанная в России...
Кстати, нужно отметить, что западноевропейская эстрада (Германия, Франция, Италия, Испания) 1920-40-х гг. довольно значительно отличалась от англо-американской, от бродвейско-джазово-блюзового направления. Танго, естественно, имело корни в традиционной испанской и латиноамериканской песне. А остальное шло как бы через ответвления от австро-германской (и венгерской) оперетты. Интересно именно то, что после разделения Европы в 1945-49 гг., настоящая западноевропейская эстрада как бы была заменена англо-американской традицией (за некоторыми исключениями типа франкистской Испании периода до начала 60-х), а вот как раз в советкой сфере влияния традиции австро-германской оперетты были сохранены и в определённых жанрах продолжены! Примерно то же можно сказать и о традиции танго. Например, аргентинский фильм "Возраст любви" с Лолитой Торрес в СССР прошёл просто на ура, очень удивив и даже ошеломив создателей этой мелодрамы. Я где-то читал, что Торрес до конца своей жизни приезжала в Россию и не переставала говорить о том, что именно Россия - страна (кроме Аргентины, конечно), где её так любят и знают...
Тем не менее, народ всё это любил, не думая о политической подплёке музыки. Дорогой Сатурн, я всё время удивляюсь и восхищаюсь Вашими очень точными оценками музыки, но капельку сердца хотелось бы. СВ.