Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Как выяснилось, вариант "Heil Deutschland" - это переделка переделки, песни "Hakenkreuz am Stahlhelm" (Свастика на стальном шлеме) нацистского движения начала 20-х на музыку Теодора Морзе (тогда у нацистов вообще была куча переделок). Там аранжировка иаршевая, в целом в стиле маршево-революлюционных песен начала 20 века, но новый текст нарушил ритм припева и придал ему опереточную игривость. А дальше тему оперетты только развили :-)
А "Veronika" - это "Veronika, der Lenz ist da"? Но это чисто танцевальная вещь.
"Старз анд страйпс" явно следует традициям классических германо-австрийских маршей 19 столетия, и если рассматривать здесь какие-то параллели, то разве что через дореволюционные российские марши.
Записи марша "Veronika" у меня сейчас под рукой нет, но, помнится, там была музыкальная фраза, словно выхваченная из "Москвы майской" (причём "до" и "после" мелодия развивается иначе).
celika2 Насчет "бодрячков" - не согласен. Они в принципе необходимы, потому что для них (для бодрячков) существуют ниши. Эти ниши существуют практически в любом обществе и должны быть заполнены. Вопрос же не в "бодрячках" как таковых, а в их количестве (на единицу эфирного времени, скажем, в радиовещании), качестве (музыка/текст/исполнение) и уместности в то или иное время. Мне, например, работается под них замечательно, особенно физически - настраивают на бодрый такой лад, да и вообще - они мне поднимают настроение. При этом понятно, что я могу любить одни "бодрые" песни и не любить другие, но это - мои личные предпочтения, от этого "бодрости" в них не убавляется.
Сатурн Мы часто используем этот термин, но вот более-менее внятного понимания, что, собственно, это за зверь, мы пока-то не имеем.
---------------------------
Во-первых, я не убежден, что это вообще "термин", поскольку он не имеет строгого определения, а его значение зависит от контекста и личности произносящего, т.е. он субъективен. Мне доводилось слышать от металлистов, что "КиНо", скажем, - это попса.
А имеем мы только то, что "попса" - слегка уничижительное название популярной в широких массах песни (и музыки)...
---------------------------
Ну, это довольно частный случай. Маргинальный, я бы сказал. Так и "КиНо" - попса, да и вообще, в клиническом случае, все, кто не я (в крайнем случае - не мой музыкальный стиль) - попса адназначна! Ну, собственно, смотри первую часть ответа.
Запись попала ко мне "из вторых рук", а исчезла, по-видимому, после нашествия очередного компьютерного вируса. Текста там не было, это оркестровая пьеса. Сходство с "Москвой майской" где-то в одном месте - но хорошо различимое.
Бодрые песни - это вообще часть советской общественной культуры. Они выполняли функции антидепрессантов (что сказывалось на стабильности общества), энергетиков (стимулировали производительность физического и умственного труда) и релаксантов (способствовали восстановлению сил, что также способствовало повышению производительсности).
Что касается "Я иду, шагаю по Москве", то ее советские обработки можно свести к двум разным по функциональному назначению - релаксационная (та, что и звучала в фильме) и энергетическая - обычно инструментальная обработка в исполнении духового оркестра, часто звучала на праздничных демонстрациях.
За рубежом в эти годы тоже можно увидеть стихийное или сознательное формирование сходного направления. Например, в творчестве Берта Эмброуза (где это направление формировалось в русле субкультуры танцевальной музыки) или Глена Миллера.
Попса, на мой взгляд - это название не музыкального направления, а бизнес-модели, отличающейся следующим:
1. Нивелированием творческой личности композиторов, поэтов и исполнителей и переходом к искусственному формированию однодневных произведений и исполнителей по оправдывающим себя с коммерческой точки зрения шаблонам стиля и "раскрутки".
2. Ориентацией на предельно примитивное восприятие произведения.
3. Подменой мировоззренческого содержания в произведениях его имитацией.
Интересно, а имеют ли такие песни как "Дорожная" И.Дунаевского и, допустим, "Звезда моих полей" Н.Богословского какие-то МЕЛОДИЧЕСКИЕ и ОРКЕСТРОВЫЕ параллели с зарубежными песнями примерно того же исторического периода, на Ваш взгляд? Было бы ОЧЕНЬ интересно, какими Вы видите общие элементы и разницу. В мелодике, в особенностях оркестровки, в манере пения....
Я почти полностью согласен с Вами по поводу того, что попса является именно продуктом условий производство и распространения продуктов искусства, в частности - песни. И вот во многом политические условия, при которых сформировалась советская массовая песня, сделали её во многом уникальным явлением!
Ведь при капитализме (любом!) существует четкое разделение: (1) коммерческая развлекательная песня и музыка, (2) "элитарная музыка" (то есть классика и "серьёзная" музыка) и (3) строго официозная музыка, которая звучит на официальных церемониях и военных парадах и церемониях.
А советская массовая песня КЛАССИЧЕСКОГО периода не подходит ни под какую из этих категорий! Как, скажем, классифицировать ту же "Москву майскую", "Вечер вальса", "Летят перелётные птицы", "Белокрылые чайки" или "Поёт гармонь за Вологдой"?
"Дорожная" Дунаевского - это та, которая из "Веселых звезд" или "Лучами красит солнышко..."?
Вообще-то за рубежом субкультура романтических дорожных песен в это время была менее развита, потому что в Америке эпоха переселенцев уже закончилась, а в разделенной Европе массовой трудовой миграции не было.
Но определенные параллели, например, можно найти между "Веселым поездом" Соловьева - Седого (из "Первой перчатки") и гротеск-фокстротом "Nachtexpress nach Warschau", хотя, на мой взгляд, у Соловьева-Седого получилось намного более глубокое произведение, а "Ночной экспресс" - великолепная танцевальная вещь, но каких-то серьезных тем в нем не заложено.
Такого сочетания лирико-патриотического содержания и формы дорожной песни в зарубежной песенной культуре, на мой взгляд, найти вряд ли удастся.
"За рубежом в эти годы тоже можно увидеть стихийное или сознательное формирование сходного направления. Например, в творчестве Берта Эмброуза (где это направление формировалось в русле субкультуры танцевальной музыки) или Глена Миллера."
==================================================================
Я бы всё-таки был чуть осторожнее, строя ПРЯМЫЕ параллели между советскими песнями "бодрости" и зарубежной РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ музыкой.
Весёлость весёлости - рознь. Голливудская развлекательная культура и музыка, связанная с нею, были ОТКРОВЕННЫМ шоу, легковесным и слегка слащавым действием. Мобилизации энергии, чувства монументального величия западная РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ музыка избегала как черт ладана. В современной поп-музыке эта тенденция - желание подчеркнуть якобы ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждого слушателя - ещё больше усилилась. Более того, протестная музыка, песня на Запада (особенно после культурной революции 1960-х гг.) вообще стала почти агрессивно АНТИ-коллективистской, так как подчёркивание единства в контексте западного общества есть конформизм и признание тоталитаризма коммерческой культуры. То есть, мы имеем коммерческий псевдо-индивидуализм и противостоящий ему индивидуализм контркультуры. Места для того, что сейчас часто принято уничижительно называть тоталитарным искусством, "тоталитарной песней" (скажем, такие вещи как "Столица счастья" Дунаевского или "Под нашими спортивными знамёнами" Блантера) в западном обществе сегодня вообще нет.
В целом, с Вами согласен в "потребительском" отношении к обсуждаемой песне, но повторюсь: "никакое" исполнение Н.Михалкова, вне контекста фильма, мною просто не воспринимается, от Э.Горовца тоже не в восторге, как инструментальная вещь - уж больно незамысловата, да и мотивчик весьма дерганый. Для категории подобных произведений ещё характерна этакая назойливость, навязчивость рефренов. Идешь по улице, или что иное совершаешь, а у тебя в мозгах постоянно песенная фраза крутится и с трудом от нее избавляешься. Подобное свойство мотивчика, мне кажется, хорошо в борьбе с полиграфом. Таких песен (и из других песенных жанров) достаточно много - пример навскидку "Ягода-малина". Все это вместе (лично у меня, я просто делюсь своим восприятием, а не даю никаких оценок) вызывает негативное или равнодушное отношение к отдельным (далеко не всем) песням-бодрячкам - они для меня "не вкусные". С уважением. СВ.
На мой взгляд, советская массовая классическая песня выполняла функцию массовых коммуникаций между лидерами общества и народом. Корни этой функции надо искать еще в патриархально-родовом обществе. Для того, чтобы побудить членов рода, или иной социально-объединенной группы людей осуществлять какие-то действия, надо было не только довести на логическом уровне призыв к этому, но и создать соответствующий эмоциональный настрой. Советская песня и создавала определенный настрой.
Хотелось бы подчеркнуть существенное различие такой коммуникативной функции от того, что принято называть пропагандой. Если пропаганда направлена на побуждение человека к действиям в обход его сознания, то создание настроя ориентировано на осознанное восприятие человека, у которого сложился определенный тип сознания, в основном за счет естественно-исторических условий, а не психологической обработки. Можно сказать, что советская песня - создание естественных и традиционных настроев для наших людей.
Многие вещи в исполнении Эмброуза вполне можно отнести к функциональной музыке. Видимо, это потому что многие массовые шаговые танцы начала 20 века формировались под влиянием индустриализованной жизни, движений, ритмов, которые человек совершает во время трудовой деятельности. С мобилизацией энергии у Эмброуза послабее, а вот что касается выносливости, снижения утомляемости - это есть. Этот стиль, скорее ориентирован на специфику монотонного конвейерного производства, где напряжение сил само по себе не главное, зато нужен ритм, непринужденность, отсутствие лишних и неточных движений, т.е.... то же самое, что и в танце.
С другой стороны, возьмите советскую песню конца 50-х - тоже по мере развития конвейерных, механизированных производств стимулирование физического напряжения начинает уступать место ритму. Возьмите, например, "Машиниста" Эшпая или "Марш монтажников".
Согласен с Вами по поводу "Песни о Москве" А.Петрова. И особенно по поводу упомянутых наиболее известных вариантов её исполнения. Какой-то нарочитой, неумеренной, навязчивой и даже вызывающей "облегчённостью" пропитана (или, скажем мягче, проникнута) эта мелодия! Это вполне можно понять в контексте фильма, но ведь и большинство ДРУГИХ исполнительских интерпретаций звучат практически в том же "попсово-бодряческом" ключе. Другая оркестровка и другое (принципиально другое!) исполнение могли бы представить эту песню совсем в ином ракурсе.
Поддаются исправлению и небольшие недочёты в мелодии песни. Слегка изменённая (но изменённая именно так, как надо!) музыкальная фраза из этой песни присутствует в оркестровом отыгрыше из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".
Я не полностью понял Вашу идею в последнем сообщении.
"Машинист" Эшпая - вещь в общем-то только поверхностно имитирующая ход поезда. Даже в её мелодии есть какая-то глубокая и чуть щемящая романтичная грусть, создаётся чувство расстояния, разлуки, бесконечных и унылых просторов, по которым мчится поезд, управляемый машинистом, вспоминающим о своей семье, о жене, о родных местах... Вообще советской песне присущ глубинный лиризм, который ощущается даже в маршевых и маршеобразных песнях, и НЕ присуща легковесность, кичт. "Марш монтажников" же, на мой взгляд, мелодически построен на некоторой импровизаций частушек. То есть марш этот, конечно же, несерьёзный марш, но несерьёзный не в смысле какой-то оперетточной фальши, а в смысле того, что он должен исполняться с юморком и типично русским лукавством (чувствуется влияние Соловьева-Седого на Щедрина).
Если же говорить об имитации труда, что, мне кажется, удачно это удавалось сделать лишь до начала-середины 60-х гг. Скажем, "Песня о встречном" Шостаковича, "Урожайная" и "Марш энтузиастов" Дунаевского, "Как у Волги у реки" Макарова, даже "Сибирская молодежная" Новикова в чём-то отлично имитируют ритмику строительных и колхозных работ. Но вот после них... Ритмика явно стала затмевать песенность, гармоничность, законченность мелодий - пошло возрождение музыкального радикального футуристического экспериментаторства 1920-х гг. Это было уже у Пахмутовой в песне "Гудят турбины над Ангарой" из цикла "Таёжные звезды", хотя в ОСТАЛЬНЫХ песнях того цикла она всё-таки смогла совместить новшества авангарда с песенностью и гармоничностью мелодий...
"Машинист" Эшпая и "Марш монтажников" Щедрина.
Ритм не мешал мелодии, не "заменял" её (т.е. не брал на себя роль "суррогата мелодии").
И в этом главное отличие от сегодняшних так называемых "ритмов".
Например, "Мой поезд отходит" из сериала "Голубка" - есть и гармоничность, и мелодическая законченность, и энергетика, порыв.
Можно отметить очень тонкую, лиричную вещь, как "Это ты, наша молодость" - там именно песенность на первом плане, как и в "Бамовском вальсе", "Багульнике", "Там, за облаками". Хотя это не ритмика труда, а, скорее, его лирика.
К сильным маршевым произведениям, можно, например, отнести "БАМ" Покрасса, особенно в исполнении духового оркестра.